Развитие познавательной активности и обогащение словаря детей в ходе проведения экскурсий и целевых прогулокпо родному городу
Значение экскурсий в музее в культурном развитии личности невозможно переоценить. Музейный педагог, разговаривая языком вещей, языком памятников, старается дать детям возможность освоения информации об истории Отечества через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи в процессе музейного занятия.
В основу предлагаемых музеем занятий заложены игровые, ролевые принципы погружения в историческую, адаптированную для детского восприятия среду, которая позволяет дошкольнику использовать имеющиеся у него знания и жизненный опыт, среду, которая побуждает работу его интеллекта. Музейные занятия, расширяя представления ребенка об окружающем мире, являются одним из способов накопления определенной суммы знаний, умений, развития познавательной активности.
Интеллектуальная радость от познания, которую ребенок получает при овладении новыми знаниями в музее, может оказаться более волнующей, если его готовить к восприятию исторического опыта предков через музейные предметы.
При внимательном рассматривании, разглядывании предметов у детей возникают вопросы, на которые музейный педагог отвечает, задает свои, выстраивая диалог с детьми. Так возникает речевое общение, которое может быть направлено на развитие словарного запаса детей с речевыми проблемами.
Узнавая новые слова, дети расширяют свой лексический запас. Педагог может предложить игру «Скажи наоборот» или «Подбери похожие по смыслу слова», т.е. активизировать словарь антонимов или синонимов. Например, эта картина большая, а эта – …(маленькая), эта – яркая, а эта – …(бледная), эта статуэтка легкая, а та – …(тяжелая); герой картины (какой?) – мужественный, смелый, героический, отважный и т.д.
Можно активизировать словарь прилагательных, предложив детям охарактеризовать экспонаты музея или осматриваемые городские достопримечательности. Например, опишите здание музея янтаря: кирпичное, красное, широкое, большое, красивое, старинное. А здание музея океана: синее, высокое, круглое, современное, стеклянное, интересное.
При затруднении ребенком выразить свою мысль, предложите закончить начатое предложение.
Найдите возможность закрепить зрительное впечатление четким произношением ребенком названия предмета. Поможет в рассказе рассматривание фотографий. В процессе свободной деятельности детей в дошкольном учреждении или домашнего вечернего чтения желательно вспомнить увиденные предметы, рассказать друзьям и родным о посещении. Можно попросить родителей записать дома рассказ ребенка об увиденном и услышанном.
При организации экскурсий рекомендуется дать установки детям, способствующие запоминанию: кто больше запомнит памятников в городе, названий улиц, экспонатов в музее, тот получит звание самого внимательного экскурсанта.
Для лучшего запоминания трудных названий, длинных слов можно предложить детям проговорить их по слогам, отхлопать количество слогов.
Предложите вспомнить слова на заданный звук: какие ворота мы проезжали, в названии которых мы первым слышим звук [К] (Королевские); проспект, название которого начинается со звука [Л’] (Ленинский).
Дети, посещающие экскурсию, должны быть подготовлены: знать, куда и зачем они направляются, правила поведения в музее. Их проговаривание дома или в автобусе, по дороге в музей, также является моментом речевой активности.
Консультация для воспитателей по теме
«Выполнение коррекционных задач при работе над аппликацией»
Сочетание деятельностного и коммуникативного подхода при работе с детьми эффективно реализуется на занятиях по аппликации.
Система занятий строится по принципу от простого к сложному, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Педагогический процесс носит поступательный характер, то есть обучение доступно и находится в «зоне ближайшего развития» ребенка.
Основополагающая задача применения продуктивной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и развитие речи.
В процессе изготовления аппликации развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
- обогащается словарь ребенка,
- происходит становление речи как средства общения,
- совершенствуется функция речи, содержащая коррекцию и развитие целенаправленной деятельности ребенка.
При планировании и проведении занятий соблюдаются определенные условия:
-
включенность занятий в лексическую тематику, что позволяет в работе по той или иной теме опираться на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей;
-
четкая, понятная речь взрослого;
-
обследование предметов;
-
проговаривание детьми всех выполняемых действий;
-
воспроизведение движений (в воздухе, на листе бумаги);
-
сравнение;
-
подробные вопросы к детям по продукту (результату) детской деятельности;
-
упражнения для развития мелкой моторики, координации речи с движением;
-
индивидуальный подход.
Работа над аппликацией позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Продукт (аппликация) детской деятельности является хорошим материалом для закрепления пройденной темы воспитателями и дома родителями.
Во время занятий по аппликации необходимо проводить работу по:
üрасширению словаря, объясняя детям смысл незнакомых или малопонятных слов (добиваться от детей их версий значения слова);
✓развитию связной (монологической и диалогической) речи и коррекции лексико-грамматического строя речи, обучая детей построению простой или распространенной фразы (побуждать детей сопровождать свою продуктивную деятельность на протяжении всего занятия речевым сопровождением: «Я буду лепить кошку», «Я леплю кошку», «Я слепил кошку», «Я приклеиваю хвост», «Я раскрашиваю уши» и т.д.), при этом необходимо обращать внимание на согласование частей речи в предложении, употреблении предлогов;
✓коррекции словообразования и словоизменения, практикуя во время занятия образование уменьшительно-ласкательной или преувеличительной формы существительных, форм множественного числа существительных, употребления слов в разных падежных конструкциях;
✓автоматизации поставленных звуков у детей, требуя их проговаривания. Воспитатель должен знать о динамике в коррекции звукопроизношения своих воспитанников и вести эту работу во время всех занятий и в режимные моменты.
✓Выполнив аппликацию, обязательно необходимо проговорить с ребенком о результатах деятельности и назвать:
✓цвет, форму, размер, качественные признаки предмета;
✓части предмета, согласовывать числительное с существительным;
✓проговорить действия предмета (кошка ходит, прыгает, лазает, ласкается, нежится);
✓проговорить достоинства и недостатки своей работы или товарища («У меня получилась веселая кошка, но хвост можно было бы сделать подлиннее, а у Андрея она яркая, с большими глазами…»).
Выполнение аппликации с включением коррекционных задач позволяет ребенку развиваться гармонично, решать речевые проблемы, что является важным направлением в работе детского сада.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Пересказ (воспроизведение прослушанного художественного произведения) - первый вид рассказов, которому взрослые должны учить детей.
Существуют определенные требования к пересказу детей:
- полное понимание текста ребенком,
- полная передача(без пропусков) содержания текста,
- отсутствие длительных пауз,
- культура устного рассказа в широком смысле слова (правильная спокойная поза во время пересказа, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения). Все эти требования взаимосвязаны, нельзя упускать ни одно из них.
Текст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понятен ребенку. Если произведение сложно для понимания, то чтение и разбор – анализ его лучше провести за неделю до пересказа. Если текст легкий или хорошо знакомый, то на одном и том же занятии проводится и анализ текста, и его пересказ.
Первый раз чтение дается без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие, т. к. установка на пересказ ограничивает внимание ребенка.
Таким образом, если в этот же раз планируется пересказ, то указания следует давать только перед вторым чтением произведения.
С 3-х летидет пересказ хорошо знакомых текстов, сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» (можно пересказывать небольшие рассказы Л. Толстого). Так как произведения детям известны, то в начале надо предупредить ребенка, что он сегодня будет учиться пересказывать знакомую сказку«Репка», но ее надо внимательно прослушать. После чтения родитель задает несколько вопросов, дает необходимые пояснения и предлагает приступить к пересказу.
Общение с ребенком надо провести уверенно, энергично, чтобы вызвать заинтересованность, создать эмоциональный настрой на все занятие.
Иногда полезно сочетать в работе 2 текста для пересказа: новый, сравнительно легкий и второй уже известный, короткий.
Во втором полугодии, когда накоплен репертуар для пересказов, можно предложить ребенку пересказ знакомых сказок по его желанию и выбору.
Во время пересказа родитель может подсказывать слова или фразы. Этот прием обеспечивает плавность, связность, последовательность пересказа, помогает избежать длинных пауз, помогая ребенку найти нужное, точное, понравившееся слово.
Хорошо использовать прием поощрения (особенно к детям, слабо умеющим пересказывать). И в то же время, если ребенок во время пересказа раскачивается, опускает голову, поднимает руки к лицу, не надо его прерывать замечаниями.
Основные приемы для работы:
с детьми 3-х лет:
1) совместное пересказывание,
2) по вопросам,
3) использовать показ иллюстраций,
4) обыгрывание знакомых текстов.
с детьми 4-х лет:
1) совместное пересказывание,
2) подсказ забытого слова,
3) вопросы, оценка, напоминание, поощрение, привлечение к исправлениям и дополнениям.
Совместный пересказ в начале обучения должен использоваться достаточно широко, особенно застенчивыми детьми. В процессе пересказа родитель может незаметно поправить позу ребенка, ободрить жестом, в конце похвалить.
с детьми 5-лет:
1) вопросы должны быть очень короткими, четкими, конкретными,
2) можно использовать пиктограммы (зашифрованный текст).
Повторное прочтение произведения:
1)подготовка к восприятию текста (пояснить трудные слова, сравнить действия и т. д.),
2)исполнение (выразительное чтение),
3)беседа о прочитанном (вопросы, подтверждение ответов),
4)повторное чтение текста, перед ним ребенку дается установка к пересказу,
5)пересказ.
Рекомендации для родителей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте.
Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной связной речи.
Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи. Только в этом случае работа над развитием речи будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, в режимных моментах, на прогулке, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни.
Для этого в семье ребенка должна быть создана благоприятная атмосфера для закрепления знаний, умений, полученных в детском саду. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений. В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр на улице, на кухне и т.д.
Игры по дороге в детский сад (из детского сада)
«Кто самый внимательный». Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
Игру «Весёлый счет» тоже можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
Игра «Рыба, птица, зверь». На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, -ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым…)?» На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.
«Отгадай предмет по паре других» Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья; мясо, лук – это котлеты; торт, свечи – это праздник и т.д.
Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
Можно организовать игру «Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово. Взрослый не просто объясняет значение этого слова, но и составляет с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
В игру «Живое предложение» можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и проговорить предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по - разному. Например, задумано предложение: “Весной расцвели голубые подснежники”. В ходе игры предложение может звучать так: “Расцвели голубые подснежники весной” или “Голубые подснежники весной расцвели”. Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку проговорить его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.
«Задом наперед». Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
«Интеллектуальный теннис». Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому с тем, чтобы он придумал к слову определение, например: море- синее; солнце- яркое; дождь- грибной.
Игры на кухне.
Игра «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»). Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
Игра «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А - арбуз, ананас и т.д.; Б - банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
В выходной день можно поиграть в игру «Путаница» на закрепление слоговой структуры слова. Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.
Игра «Один-два»- предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот. Например: большие глаза-большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот». Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый- лес молодой, лес зимний - лес летний, (густой - редкий, близкий- дальний) или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.
Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.
«Игры с бельевыми прищепками». Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок. Можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок.
Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.
«Сухой бассейн». На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.
«Лепка из теста». При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.
С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.
Двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.
Игра «Ловкий зайчик»: предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.
Игра «Сбей кеглю»( любой предмет- коробку, бутылку). Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.
«Пройди, не задень». Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.
Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.
Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей.
Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.
Как Вы думаете, какой ребенок (или взрослый) будет лучше бегать, плавать, - тот, кто делает это периодически, только на занятиях физкультуры или тот, кто делает это ежедневно? Ответ очевиден. Язык – мышечный орган, которому нужна регулярная тренировка.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
-
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
-
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
-
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
-
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Вот почему необходимо выполнять упражнения ежедневно.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
Рекомендации к проведению упражнений.
-
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
-
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
-
Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
-
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
-
В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
-
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса.
-
При тяжелом речевом нарушении (стертая дизартрия) помогают курсы электрофореза и массаж воротниковой зоны 2 раза в год по направлению невролога.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.
Желаем успеха!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ИГРЕ
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения, а значит, оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В процессе игры воспитатель разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки.
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель или логопед дает качественную оценку действию («Я легко глажу волосы», «Кукла прыгает высоко»), обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства - различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе речи, наблюдательность, память, сообразительность.
В сиcтеме воспитания в детском саду большое место отводится подвижным играм. В плане развития речи с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
Начиная с первого года обучения проводятся также игры-драматизации.
Наблюдение за наблюдателями.
Давайте представим два вида занятий по развитию речи. Работа по картине «Осень». Воспитатель предлагает детям, сидящим на стульчиках за столами (в лучшем случае стоящим возле картины), рассмотреть её. После недлительного рассматривания детьми картины следуют традиционные вопросы воспитателя с предсказуемыми ответами: «Что вы видите на картине?» — «Осень». «Куда пришла осень?» — «В лес». И так далее.
Интереса к происходящему у детей нет. На вопросы ответили четверо-пятеро детей. Далее следует повторное рассматривание картины (стоит заметить, что картина уже рассматривалась раньше, согласно методическим указаниям), после чего дети составляют по ней рассказ. Причем рассказы составляются детьми по заранее предложенному плану. Все рассказы однотипные, похожие. Маловыразительные. При методическом обсуждении после занятия оценивается то, как воспитатель представил картину детям (с музыкальным сопровождением или с использованием стихов), какие задавались вопросы, какой был предложен план для составления рассказа, и только потом могло мельком прозвучать упоминание о детях.
А вот другой вариант того же задания. Воспитатель предлагает детям для рассматривания три-четыре картины по теме «Осень» и просит остановиться у той, которая больше понравилась. Таким образом, у каждой картины собралась малая группа детей, у которых возник интерес именно к ней. Теперь они рассматривают её вместе, высказывая свои впечатления друг другу. От разговора по содержанию картины они переходят к разговору о том, кто, когда и где видел в природе подобные явления.
А воспитатель в это время входит то в одну, то в другую группу и каждой из них предлагает расхваливать свою картину. В ходе разговора дети договариваются о том, как они будут хвалить свою картину: будет один рассказчик, или пара, или все вместе. Этот договор для них очень важен. А воспитатель в свою очередь старается озвучить происходящее в малых группах. И вот наступил момент расхваливания. С каким вниманием дети выслушивают рассказчиков! По окончании рассказа слушатели задают вопросы. Вопрос может быть адресован любому из группы рассказчиков. В результате такого общения у детей есть возможность обратиться друг к другу, зарождается умение и стремление действовать вместе, создается микроклимат доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения и доверия.
«Чем больше воспитатель создаёт благоприятных условий для обмена мнениями между детьми, чем активнее их общение, то есть желание дать высказаться своим товарищам, тем выше развивающее влияние совместных действий, ибо тогда речь и действия тесно увязаны в своей работе».
Если бы я был рядом... наблюдение за наблюдателями.
Следующая игра-занятие «Если бы я был рядом с ними». Групповую комнату превратили в сказочную страну. Воспитательница — добрая фея с шутками-прибаутками пригласила к себе детей, предложила поиграть в игру и представила им правила: «В эту страну можно попасть только с другом. А ещё надо получить пропуск — загадать загадку не простую, сказочную».
Дети правила игры приняли и с интересом загадывали и слушали загадки, отгадывая их. Получив «пропуск», в «Сказочной стране» выбирали (по картинкам) сами себе сказку и с другом договаривались о том, как бы они помогли любимому герою, чтобы с ним не случилось беды. Дети «вжились в сказку», показали свою самостоятельность и огромное желание изменить ситуацию в сказке, чтобы герои избежали беды. В таких играх-занятиях с правилами дети учатся понимать, запоминать правила и действовать в их рамках, контролировать свои и чужие действия, адекватно переживать удачу и неуспех.
С помощью сказок легче создавать благоприятные условия для общения детей; сказка — один из важных путей нравственного развития дошкольников и имеет особое значение в повышении речевой активности детей, развитии их творчества. А для нас, педагогов, работа со сказками стала своеобразной школой познания возрастных возможностей детей и развития их представлений об окружающем мире.
ДИАЛОГ РОЖДАЕТСЯ ИЗ ВОПРОСИТЕЛЬНОСТИ
Невозможно детей «научить» вести диалог. Диалог возникает из потребности, необходимости общаться друг с другом. Диалог — это не просто разговор двух людей. Условием диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение.
Как известно, особенно яркими «почемучками» выступают дети четырех-пяти лет. Но и шестилетним не так просто задать вопрос, чтобы он был понятен другим (или ответить на такой вопрос). К сожалению, в практике «почемучками» выступают больше взрослые, чем дети.
В своей работе особое внимание необходимо уделять развитию детской вопросительности, без которой не может быть диалога. А диалог — это не только композиционная форма речи, но и важнейший фактор личностного становления ребёнка. Ведущей деятельностью в развитии детской вопросительности является игра.
День не должен пройти без вопросов.
Вопросы детей — показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствий.
День, прожитый без детских вопросов, должен заставить задуматься: в чем переросли дети ваши представления о них, где вы недооценили их возрастные возможности?
Чаще всего недооценивается самостоятельность детей в разрешении возникших у них проблем. И первый сигнал— их безынициативность на запланированные формы работы.
В таком случае ищите выход из создавшейся ситуации — новую увлекательную игру, переосмысление материала, использованного при взаимодействии с детьми, пытайтесь нащупать новые условия для появления нового характера общения детей.
-
· избегайте однообразия в различных видах деятельности детей,
-
· стимулируйте речевую активность детей, овладение ими собственной речью,
-
· поддерживайте любую инициативу, любое начинание детей, это является одним из главных условий развития личности ребёнка.
Особое место в практике занимают игры из «Социо-игровой педагогики» (Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов). Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.
С помощью таких игр детей легче объединить в микрогруппы от трех до шести детей, в которых зарождаются дружеские отношения, способствующие повышению речевой активности детей. Всем детям свойственно фантазировать. Развитию этой способности помогают игры.
Одна из них — «Превратился сам». Группе детей предлагается «превратиться» в ягоды, фрукты, кусты, деревья, игрушки и т. д. Задание можно давать в такой форме: «Мы заходим в... (пауза, собирается внимание)... магазин игрушек. Раз... два... три... После команды «три» каждый из группы изображает игрушку, меняя свою изначальную позу так, чтобы тело напоминало задуманную игрушку, которая продается в магазине. В этой игре тренируются смелость, память, фантазия, изобретательность. В таких играх детей увлекают не предлагаемые им со стороны способы упорядочивания представлений, а сама возможность проявлять инициативу в проявлении своих представлений, или их формировании, что так необходимо детям для развития речи.
Следует отметить, что для того чтобы детям игры и упражнения стали интересны, сам педагог должен быть увлечен. А это происходит, когда он собран, готов вместе со всеми смеяться, огорчаться, ошибаться и исправляться в ходе игры. Вот тогда возникает равноправие в игре, тогда возникает и союз детей и взрослых.
Материал подготовила:
Чепуркина В.В., учитель-логопед.
Причины отклонений в речевом развитии
детей дошкольного возраста
Автор: учитель-логопед Чепуркина Виктория Викторовна
Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений.
Ребенок еще не родился и даже не запланирован, а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказать следующие неблагоприятные факторы (до беременности):
- наследственность ( могут передаваться некоторые особенности нервно – психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата);
- профессиональные вредности, действующие очень массивно или в течение продолжительного времени (наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т. п.);
- наркомания;алкоголизм и курение;
- искусственное прерывание предшествующих беременностей;
- другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно – психическому истощению будущих родителей.
Во внутриутробном развитии (во время беременности) выделяют следующие факторы:
-
токсикозы первой или второй половины беременности;
-
острые и хронические заболевания матери во время беременности- такие как грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства;
-
резус – конфликт матери и ребенка;
-
падения и ушибы (особенно в области живота);
-
профессиональные вредности, продолжающие действовать и во время беременности;
-
тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену;
-
курение, алкоголь, наркотики во время беременности;
-
стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких родственников и т.п.;
-
недоведение до конца попытки прерывания данной беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормального внутриутробного развития плода.
Научные исследования доказали, что у курящих матерей рождаются дети со снижением объема легких на 5%, а вес снижен на 70 – 140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребенка на 9 пунктов ниже, поскольку табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ и тем самым отрицательно влияет на развитие мозга.
Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее программируют и осложненное протекание родов.
Во время родов:
-
гипоксия (кислородное голодание);
-
родовые травмы (местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов).
В период раннего развития ребенка на формировании его речи неблагоприятно могут сказаться следующие обстоятельства.
После родов:
-
травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга;
-
воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит);
-
недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или полной потере слуха;
-
приобретенные до формирования речи повреждения отдела речевого аппарата (приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальца);
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений.
Речь ребёнка нарушается и задерживается из-за отсутствия эмоционального положительного общения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.
Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.
Учитель-логопед Чепуркина Виктория Викторовна:
На логопедические занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 25 человек на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду.
Логопед работает над постановкой нарушенных звуков, их автоматизацией и дифференциацией. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной и зависит от сложности нарушения.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в понедельник, а затем забирают домой для повторения материала.
Рекомендую родителям пройти обследование (а не формальное посещение ) у невролога, т.к. именно врач устанавливает неврологический статус у ребенка: наличие дислалии или дизартрии, т.е. сложной логопедической патологии. Для уточнения диагноза и программы обучения логопед может направить родителей на областную ПМПК, где ребенка обследуют сразу несколько специалистов и рекомендуют родителям дошкольное учреждение, программу обучения, консультации узких специалистов.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.
Уровень развития речи детей в 3 года
1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи.
2. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.
3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме.
4. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
6. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
7. Если родители ребенка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводитего, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.
8. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
Уровень развития речи детей в 4 года
1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.
2. Словарный запас уже обогащен за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки
3. У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствиевибрантовР, Р'.
4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. В активной речи появляются слова второй степениобобщения.
7. В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
Уровень развития речи детей в 5 лет
1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказы-ватьсяболее полно, точнее излагать мысли.
2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств пред-метов,описания временных и пространственных отношений.
3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще,но все же еще не во всех ситуациях.
4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинаетправильно согласовывать прилагательные с другими частями речи.
5. Резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслуши-ваясь в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить сходствов звучании. Нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая непра-вильности впроизношении у своих сверстников, могут не замечать де-фектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном раз-витии самоконтроля за собственным произношением.
6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, не-которые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырех-стишия.
7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.
8. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.
9. Большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, л, рь, р, отчетливо выговаривают многосложные слова, точносохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.
Уровень развития речи детей в 6 лет
1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные при-знаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-
следственные связи между ними, временные и другие отношения.
2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и можетотметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологи-ческая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшойсказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка.
Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков,л, р. После усвоения этих звуков
дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передаватьсвои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять
различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова,
содержащие определенные звуки.
10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ
/рекомендации учителя – логопеда/
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
-
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов дея-тельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание,игра,прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
-
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
-
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: "Что он делает?" вместо «Он играет?».
-
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
-
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
-
Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов(части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесетих отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
-
Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
-
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьтецвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
-
Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементысвязной речи, развивать память и внимание.
-
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Рекомендации логопеда для родителей детей младшего возраста
Уважаемые папы и мамы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
-
очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
-
часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
-
имеет сильное течение слюны;
-
не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
-
не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
-
говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
-
употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду .
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста
Уважаемые папы и мамы!
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.
Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнятьродители, желающие слышать чистую речь детей.
Итак:
-
ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
-
критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
-
обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показанааденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
-
большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
-
посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
-
через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
-
в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпе-тентных людей.
Рекомендации логопеда для родителей детей старшего возраста
Уважаемые папы и мамы!
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
-
Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
-
У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
-
правильно произносить все звуки языка;
-
выделять первый и последний звук в слове;
-
разделять слово на слоги;
-
определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
-
придумывать слова на заданный звук;
-
сливать два названных звука в слог: М+А=МА;
-
повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
-
определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
-
насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
-
насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
-
что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
-
сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
-
может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
-
Важно выяснить:
-
Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
-
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
-
Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
-
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
-
В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.