Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Учитель-логопед Хазанова Виктория Валентиновна

Консультация для родителей по теме:«Применение здоровьесберегающих  технологийна логопедических занятиях»

 
  Здоровьесберегающие технологии в детском саду — технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.
  На логопедических занятиях также применяются здоровьесберегающие технологии, которые помогают развивать двигательные умения, улучшают здоровье детей.
  Влияние двигательной активности на речь ребенка.
  Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на речь ребенка.
  Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
  Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
  Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».
  Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
 На кистях рук расположено множество акупунктурных  точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
 Развитие мелкой моторики проходит во время индивидуальных и подгрупповых занятий.
 Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
  Особенности применения здорвоьесберегающих технологий.
  На каждом занятии с ребенком мы выполняем игру, или упражнение, или задание, направленное на развитие движений пальцев рук.
 Упражнения проводятся на материале различных лексических тем, по закреплению звукопроизношении и обучению грамоте. В работе используются различные по фактуре материалы (это бумага, картон, пластилин, камушки, орехи, шнурки, прищепки,  счетные палочки, нитки, липучки, молнии, мозаика, пазлы, карандаши, мячики, бусинки и т.д.)
 В процессе коррекционно-воспитательного процесса логопедического направления использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
 Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
2.  Дыхательная гимнастика.
  Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
 На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.
  Целью является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
4. Развитие общей моторики.
 Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
5. Развитие мелкой моторики.
  Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
6. Су – джок терапия
  На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
7. Самомассаж.
  Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
  Много времени уделяем играм с мозаикой (составление слогов, слов, предложений), используем настольную мозаику.
  Играем с бумагой: складывание бумаги, скатывание в шарик, выкладывание букв.
  Уровень развития речи ребенка связан с уровнем развития тонкой моторики пальчиков. И заботиться о своевременном развитии необходимо с первых недель его жизни.

 

 

 

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Написали мне в тетради
Трудное заданье. 
Папа с мамою сказали:
- Что за наказанье?
 
 
 
 
 
  Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
   Только при регулярном выполнении домашнего задания, которое обычно записывается педагогом в индивидуальную тетрадь, можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки. 
  Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи у ребенка-дошкольника.
  У домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.
   Какие же задания даёт логопед на дом?
   Все задания  основываются на материале лексической темы, изучаемой в группе, на подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда. Этот материал закрепляют и воспитатели – на занятиях по развитию речи, конструированию, лепке, изобразительному искусству, и вне занятий – на прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.

 

 

 

 

   В домашнем задании можно выделить следующие разделы:
 Развитие мелкой моторики, цель которых активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок.
 Артикуляционная гимнастика: сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.
   Задания на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
   Задания на формирование слоговой структуры слова.
  Лексико-грамматические задания, призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Это упражнения на словообразование («Назови ласково», «Какой сок любишь?»), словоизменение («Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.
   Задания на развитие связной речи: это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.
 Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения – обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под диктовку взрослого и т.д.
При выполнении домашних заданий
необходимо знать и помнить следующее:
  • ✓Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
  • ✓Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
  • ✓При занятиях в выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.
  • ✓Взрослый читает задания ребенку вслух. 
  • ✓Ребенок выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, именно так, как он сказал
  • ✓Если нет нового задания – повторять старое.
  • ✓Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка.
  • ✓Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года.
   Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
    Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.
    Помогайте им – но не делайте работу за них.
  Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета, когда Вам что-то непонятно.
   Помните, что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой, правильной речи.
 
Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, 
искренней заинтересованности и успехов.

 

«Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях» 

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности, это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста. 
Речевое творчество включает в себя:
• словотворчество (характерно для раннего возраста);
• пересказ;
• сочинительство;
• речевую импровизацию. 
Словотворчество – появление новых слов в речи ребенка.
Дети упражняются в образовании новых сложных слов: снегопад, молоковоз.
Пересказ – творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения.
Сочинительство – самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста.
Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием речевых умений. 
Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств. 
В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает. 
Обязательное условие – проведение игр после наблюдения, рассматривания, сравнения, этической беседы. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы. 
Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение. 
Темы игр-бесед: 
1. «Представь, что ты снежинка».
2. «Если бы я был паучком».
3. «Я – осенний листочек».
4. «Знаешь ли ты себя?»
5. «Я – принцесса-лягушка».
6. «Бантик». 
Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять. И нужно лелеять эту способность его души. Тогда, даже в самых обычных сочинениях по типу «Как мы ходили в лес за грибами», ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса. А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку». 
Темы бесед: 
1. «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».
2. «Сочини сказку».
3. «Словесные зарисовки».
4. «Сочини загадку».
5. «Сказочные истории».
6. «Продолжи любимую сказку».

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.

Игры и упражнения: 
1. «Кто больше назовет слов со звуком…?»
2. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук…»
3. «Определи количество согласных и гласных звуков в слове».
4. «Придумай слово на заданный звук (слог)».
5. «Волшебник-Ударение».
6. Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.
7. Распространение предложений.
8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
9. Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
10. Подбор эпитетов к героям сказок.
11. Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)
12. Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)
13. Подбор паронимов. (Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)
14. Рассказы-сравнения.
15. Пересказ рассказов и сказок и др.

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

Вот несколько советов:
  • Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
  • Чтобы стихотворение училось легко, обратите внимание на его ритм. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, головой и так далее.
  • Для заучивания стихотворения можно использовать мячик. Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
  • Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
  • Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту подбирать рифмы к словам, обозначающим окружающие ребенка и привычные ему предметы, например: «ложка для матрешки», «каша-малаша», «шкаф-рукав», «мыло уплыло» и  т. д.
  • Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.

 06

06

 

Памятка для родителей

 
 
 
 
 
 
 
    Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
На что же следует обратить внимание:
  1. 1. Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
  2. 2. Чтобы всегда говорил только на выдохе.
  3. 3. Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
  4. 4. Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
  5. 5. Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).
  6. 6. Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
  7. 7. Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
  8. 8. Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
  9. 9. Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунд
  10. 10. Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
  11. 6
    6
  Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.
   Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу». Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).
 
Материал подготовила Хазанова В.В., учитель-логопед


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей