Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Учитель-логопед Хазанова Виктория Валентиновна

Консультация для родителей.

   Биоэнергопластика включает три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
 
   Таким образом, «Биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Задачи Биоэнергопластики:
   •  укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
   •  развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процессе;
   •  развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;
   •  развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь. 
 
   Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.
 
   На первом этапе дети знакомятся со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику вы­полняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Языч­ке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.
   Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ве­дущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подра­жая педагогу, выполняют похожие движения руками.
   При проведении упражнений необходимо помнить: у детей ведущей деятельностью остаётся игровая.
   На втором этапе для создания положительного на­строя у детей при выполнении гимнастики педагогом используются герои перчаточного театра, которые помогут освоить гимнасти­ку. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно перед зеркалом.
   На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
   Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою веду­щую руку в перчатке. Педагог  должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напря­галась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными.
   Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых орга­нов и кистей рук.
   Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения  параллельно полу.
   На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же сидя перед зер­калом.
   На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.
   Шестой этап выполнениянетрадиционной артикуляционной гим­настики с биоэнергопластикой является заключительным.
   К этому времени дети осваивают артикуляционные упраж­нения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения.
   Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук.
   Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом.Когда дети смогут четко ощущать поло­жения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зритель­ной опоры (зеркала).
   Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.
 
   Таким образом, систематическая работа с применением биоэнергопластики
  -   способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям;
 - позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной  и пальчиковой моторики;
  -  облегчает постановку, введение звуков в речь;
  -  способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ 

 

    Важнейшим условием восстановления правильной речи у детей с речевой патологией является плавный спокойный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. 
      Стоит отметить, что обязательным условием является отсутствие органических и механических повреждений органов речи.  
     Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Как правило, у детей с речевой патологией дыхание поверхностное аритмичное, «неполное». Упражнения дыхательной гимнастики, используемые на занятиях логопеда, помогают выработать диафрагмальное дыхание, силу и правильное распределение выдоха.
 
Примеры упражнений:
П/п
Название упражнения
Содержание упражнения
 1
«ЧАСИКИ»
«Часики вперед идут, за собою нас ведут»
И. п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 – взмах руками назад – «так» (выдох) 10-15 раз.
 2
«ПЕТУХ»
«Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг»
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох) 5-6 раз.
 3
«НАСОС»
«Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы»
И. п. – основная стойка.
1 – наклон туловища в сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох) 10-12 раз

 

      Для выработки правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, нужных для правильного произношения звуков, используется артикуляционная гимнастика. 
   Именно с её помощью вырабатывается сила голоса, его темп и точность. Основная её задача: отработка определенных положений рта, губ, языка. С правильно подобранными упражнениями поставить звук становится проще, артикуляционный уклад формируется быстрее, речевое развитие идет ускоренно. 

 

 

 

 

 

 

1. Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть. 
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. 
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой. 
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд. 
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка». 
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 
7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

 

    В работе учителя-логопеда особое место отводится упражнениям на развитие движений пальцами, данный комплекс упражнений именуется пальчиковой гимнастикой. 
  Задания на развитие мелкой моторики являются мощным методом развития детей с речевой патологией. 

 

 

 

 

 

  

Примеры упражнений: 
Если пальчики грустят – 
Доброты они хотят.   (Пальцы плотно прижимаем к ладони) 
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит. (Трясем кистями рук) 
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них) 
К себе ладошки мы прижмем,  (Поочередно, 1 вверху, 1 внизу) 
Гладить ласково начнем.    (Гладим ладонь другой ладонью) 
Пусть обнимутся ладошки, 
Поиграют пусть немножко.  (Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат) 
Каждый пальчик нужно взять 
И покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке)
  
При появлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания ребенка на занятии используются двигательно-речевые физкультминутки и игровая гимнастика (логопедическая ритмика).
 
Пример упражнений: 
1. «Куда?»  (работа над интонацией). 
Куда? (резко вверх)  
Остановитесь!  (Стоп! – закрутка). 
Куда? Куда? 
Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе). 
Не смейте убегать! (естественное движение).

  

2.  «Говорим вместе» (работа над темпом речи) 
По лестнице вверх тихо иду. 
С лестницы вниз быстро бегу. 
Дети представляют, как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг.

  

Вывод: Проводимая работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач: 
  •  
    · Способствует повышению речевой активности.
  • · Развивает речевые умения и навыки.
  • · Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность.
  • · Активизирует познавательный интерес.
  • · Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
  • · Способствует развитию мелкой, общей и артикуляционной моторики.

 

 

«5 ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ». 

Практические советы родителям на тему: 
 «САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Известный факт, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от его речи. Чем раньше и чище ребенок начнет произносить звуки и слова, складывать слова во фразы и предложения, тем активнее будут развиваться его мозг и интеллектуальные способности. Как это ни банально звучит, но развивать речь ребенка нужно с самого младенчества.
Как это делать?
      Правило № 1. Общайтесь с пеленок!    Разговаривайте со своим ребенком так часто, как можете, с самых первых дней его жизни. Даже если ему только один месяц!  Пойте песни, комментируйте словами свои и его действия, например, когда переодеваете, купаете, гуляете... 
     Дальше — больше: потешки, стихи, сказки; рассуждайте вслух с ребенком, советуйтесь с ним. К двум-трем годам с ними можно полноценно общаться.
     Правило № 2. Общаясь с ребенком, не «сюсюкайте» с ним! Не стоит коверкать слова, подражая речи малышей. Старайтесь произносить все звуки в словах чисто и правильно, даже если ваш малыш – совсем кроха.
       Правило № 3. Отучайте от неправильных слов, даже если они смешные.
Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова, делайте это аккуратно. Да, слова часто бывают смешные, иногда их в шутку употребляет вся семья («капет» вместо пакет, «коклета» вместо котлета). У каждой мамы найдется целый список таких детских словечек…. Но позволять неправильным словам закрепляться в речи семейного общения не нужно.
       Правило № 4.  Выполняйте увлекательные упражнения для развития и укрепления мышц речевого аппарата!   Речь идет о работе мышц языка, губ, щек. Пока ребенок совсем маленький, научите его передавать звуки, которые произносят разные животные и птицы: му-у-у, кар-кар, кря-кря, гав-гав, мяу, ко-ко, хрю-хрю, пи-пи, бе-е-е, ме-е-е, чив-чив, ку-ка-ре-ку и так далее. Эти короткие слоги разнообразны и богаты на мимику и фонетику. Разрешайте ребенку иногда погримасничать дома: достать кончиком языка до кончика носа, надуть щечки, сделать язык трубочкой или чашечкой, вытянуть вперед губки так, чтобы на верхней губе удерживался карандаш….
    Научите ребенка щелкать, свистеть, цокать, дуть долго и прерывисто. Если ваш ребенок сможет изобразить, как цокает лошадка или щелкает дрозд с разной ритмичностью и  громкостью, то услуги логопеда вам могут и не понадобиться.
      Выполняйте «зарядку» для языка. Языком можно «почистить» зубки, проводя по зубам с внешней и внутренней стороны. Можно посчитать зубки, дотрагиваясь язычком поочередно до каждого зубика. 
     Гибкость языка, эластичность уздечки — перемычки под языком — позволяет нам четко и внятно произносить звуки.
     Главное, не быть равнодушным к звуковой и речевой культуре своих детей, активизировать их и принимать самое активное участие в становлении речи.
       Правило № 5. Учите правильно произносить звуки в словах до школы!
       Это важно, потому что в школе дети начинают изучать фонетику — науку о звуках. А изучать звуки просто невозможно, если эти звуки произносятся неправильно. Если звуки все-таки никак сами «не встают», то лучше обратиться к логопеду.
 
 
Желаем вам успеха!

 

Рекомендации учителя-логопеда для родителей на летний период   

 

 

 

 

 

 

 

 

  

      Лето для детей – это долгожданный праздник.
      Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
     В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков.
   Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.
     Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально.
   Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
 
Развитие речи
     1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
    2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести: - какими словами, красками можно описать время года; - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова; - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое; - что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
      3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
      4. «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
   5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
 
Развитие мелкой моторики
  • · Собирать, перебирать ягоды;
  • · Полоть грядки;
  • · Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
  • · Играть с глиной, мокрым песком;
  • · Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
  • · Бросать и ловить летающие тарелочки.
  • · Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
  • · Перебирать крупы;
  • · Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
  • · Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • · Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • · Вышивать (крупным крестиком);
  • · Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • · Плести из бисера;
  • · Лепить из пластилина, пластика, теста.

 

Чаще читайте ребенку вслух
     Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово. Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели.
       С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
 
Родители должны помнить:
      1.Принуждать ребенка заниматься чем-либо нельзя, необходимо заинтересовать его.
    2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
     3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка и/или давать ему исправить свою ошибку самому, опираясь на помощь взрослого.
     4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.

 

 

 

5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно, не понятно.

 

Учим буквы с помощью манной крупы.

    Согласитесь, что учить буквы только с помощью книг, перелистывая страницу за страницей, скучно и неинтересно для ребѐнка 4-6 лет.
    Поэтому мне хотелось бы предложить одну простую и полезную игру, которая поможет с лѐгкостью и без принуждения запомнить буквы. Такую игру можно сделать всего за пару минут. Для неѐ понадобится поднос и стакан манки. Высыпаем стакан манки на поднос, ставим его на стол – и ваша игра готова.
     Вероятнее всего, что подобная игра надолго заинтересует вашего ребѐнка
     Как изучать буквы с помощью манки?
 1. Рисуем изучаемую букву пальцем по манке, называем еѐ (предварительно следует уточнить точное произнесение названия буквы), затем предлагаем малышу нарисовать рядом такую же. Можно внести разнообразие: рисовать буквы ватной палочкой или тонкой кисточкой.
2. Пишем на листе бумаги буквы и засыпаем лист манкой. Предлагаем ребѐнку разгрести пальчиками крупу и назвать найденные буквы.
3. Берѐм трубочку для коктейля и просим ребѐнка подуть в неѐ, выводя нужную букву с помощью воздушной струи.
 4. Прячем в манку объѐмные пластмассовые буквы (для этого манки должно быть больше), предлагаем малышу отгадать их на ощупь.
 5. Выкладываем с помощью нитки контур буквы на листе цветной бумаги. Предлагаем ребѐнку «написать» букву манкой. Нужно, чтобы малыш брал манку двумя пальчиками и аккуратно сыпал еѐ на выложенный ниткой контур. Контур можно сделать с помощью клея, нанося его тонкой струйкой.
6. Пишем на манке букву, например, «Г». Просим малыша добавить одну палочку, чтобы получилась буква «П». Так можем преобразовать букву «С» в «О», «Р» в «В», «Л» в «М» и т.д.
7. Пишем на листе букву, засыпаем манкой еѐ часть, предлагаем ребѐнку отгадать, какая буква спряталась, и назвать еѐ.
8. Выкладываем изображение буквы на подносе с манкой при помощи различных мелких предметов: камешков, желудей, семечек, пуговиц, бусинок и др.
      Плюсы такой игры заключаются в том, что ребѐнок с удовольствием будет играть в неѐ и незаметно для себя выучит все буквы. Кроме того, вышеописанные игры с манной крупой способствуют развитию мелкой моторики, речевого дыхания, зрительного восприятия, внимания и воображения.

 

 

Роль потешки

в речевом развитии младших дошкольников

 

    Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
    Потешки - малый жанр устного народного творчества. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять услышанное.
  Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
   В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
     - воспитание звуковой культуры речи;
  Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
    - обогащение словаря;
   Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
    - формирование грамматического строя речи;
    - развитие монологической и диалогической речи;
    - развитие мелкой моторики.
   Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
   Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
   Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

 

 

Рекомендации учителя-логопеда для родителей дошкольников 5-7 лет

 по организации наблюдений и построению познавательной беседы 

в зимний период

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе.
   Помогите ребёнку запомнить приметы зимы:
  • Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
  •  Стало холодно, на улице мороз.
  • Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
  •  Ночи стоят длинные, а дни  – короткие.
  • Люди  надели тёплую зимнюю одежду.
  •  Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
    Побеседуйте с ребенком:
  • Какое время года наступило?
  • Почему ты так решил?
  • Какая погода стоит зимой?
  • Как одеты люди?
  • Какие зимние развлечения у детей?
    Почитайте ребенку рассказы о зимних месяцах.
    ДЕКАБРЬ
   Декабрь — первый зимний месяц. Белые снежинки укрыва­ют землю пушистым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. Сквозь серые облака редко прогляды­вает солнце, поэтому декабрь называют в народе — «хмурень». В декабре дни короткие, ночи длинные, смеркается рано, а по ночам трещит мороз. Холодно в декабре зверям и птицам, зай­цы одеты в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса не заметили их на белом снегу. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам и грызут еловые шишки. Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются поближе к жилью человека и прячутся от морозов и метелей под крышами домов. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами и бусами.
    ЯНВАРЬ
  Январь — второй зимний месяц. В народе январь называют «лютень». «Месяц январь — зимы государь», — так народ го­ворит. В январе сугробы высокие. Мороз на стеклах рисует уди­вительные узоры. Холодно и голодно в январе зверям и пти­цам. Белочка в сильные морозы прячется в дупле. Лисица за­бирается глубоко в нору. Медведь спит в теплой берлоге. По ночам воют волки и голод гонит их ближе к жилью человека. В январе отмечают светлый праздник Рождества Христова. У детей в этом месяце много веселых забав: катание на санках, лыжах, коньках. Солнце в январе поднимается выше и светит ярче.
    ФЕВРАЛЬ
    Февраль — последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры. Метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «снеговеем».
  В феврале день становится длиннее и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает, а сугробы оседают. Все чаще слышно пение птиц. Воробьи соби­раются в стайки и громко, радостно чирикают. Затягивают ве­селую песню синицы. Начинаются игры у зайцев, лисиц, толь­ко медведь все еще спит в берлоге.
  Когда наступает оттепель, снег становится липким и из него можно лепить снеговиков, снежные крепости, играть в снежки.
   Загадайте ребенку загадки:
  • Все лето стояли Зимы ожидали.
  • Дождались зимы — Помчались с горы. (Санки)
  • Белая звездочка с неба упала,
  • Мне на ладошку легла... и пропала. (Снежинка)
  • Две полоски на снегу
  • Оставляют на бегу.
  • Я лечу от них стрелой,
  • А они опять за мной. (Лыжи)
     Поиграйте в игры:
  •  «Что за чем и перед чем?»
  • Декабрь за ноябрем и перед янва­рем. Январь —... Февраль —...
  • «Назови ласково»
  • Снег — снежок. Лед —... Зима —... Елка —... Санки —... Палки —...
  • «Собери предложение»
  • Миша, друзьями, в, хоккей, с, играет.
  • Санках, дети, катятся, с, весело, на, горки.
  • Метель, улице, метет, на.
  • Дворе, во, залили, каток, большой.
  • «Подбери родственные слова»
  • Зима – зимушка, зимовать, зимний, зимовье…
  • Мороз – морозить, морозный, заморозки, …
  • Лед – дедок, ледяной, ледник, гололед, …
  • Объясните ребенку поговорки:
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Январь году начало, а зиме середина.
  • В феврале зима с весной встречается.
 

Консультация для родителей.

«Что нужно знать родителям о дисграфии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письма.
    Как узнать, что у ребёнка дисграфия?
    Дети с таким нарушением не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них неразборчивый, неровный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак); могут не обращать внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».
    Пропуски, перестановки, замены букв (Н-Р, вместо Б он слышит и пишет П, а Ц заменяет на Ч), слогов – частые ошибки дисграфика.
Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
    Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
    На что нужно обратить особое внимание:
    ✓ Если Ваш ребенок левша.
    ✓ Если он переученный правша.
    ✓ Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
    ✓ Если в семье говорят на двух или более языках.
    ✓ Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу: неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
   ✓ Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
   ✓ Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
   ✓ Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: «лека» (река), «суба» (шуба).
    При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки [ц, ч, щ]. Например: «тыня» (дыня), «клёква» (клюква).
    Пропуски букв, слогов, недописывание слов: «прта» (парта), «моко» (молоко), «весёлы» (весёлый).
Примеры упражнений и игр для исправления дисграфии у детей.
    Игры на зрительный гнозис:
  1. 1. Назвать недорисованные предметы.
  1. 2. Назвать предметы по их контурам.
  1. 3. Назвать перечеркнутые изображения.
        4. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
        5. Составление разрезанных на части картинок (от 2- х до 6-ти частей).
        6. Дополнение рисунков (нарисовать домик, справа и сверху – солнце, слева от домика – забор, справа внизу – озеро, справа от забора – цветы).
        7. Работа с трафаретами. Конструирование фигур из палочек и спичек.
     Игры на буквенный гнозис.
     1.Найти букву среди ряда других букв.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.
    3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
    4. Определить букву в неправильном положении (Т, Р, Н, N).
    5. Обвести букву по точкам.
Успешная учёба в школе – это задача не только учителей и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь!

 

Консультация для родителей 

«Словесные игры как средство развития речи дошкольника»

      В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно.
    Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители играют значительную роль в обогащении словарного запаса детей, и могут это делать ненавязчиво в процессе повседневной жизни.
     С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в так называемые словесные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение.
    Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте. Примеры игр:
 1. «Противоположности» Вы называете слово, задача ребенка - назвать в ответ слово, противоположное по значению. Примеры: холодный - горячий, добрый - злой, высокий - низкий, день - ночь и т. д.
   2. «Каким бывает?» В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т. д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
  3. «Что бывает?» Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т. д.
  4. «Новые слова» В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
  5. «Буриме» В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих:
«Птица важная ворона»
К лицу была бы ей корона».
   Прежде чем предлагать ребенку поиграть в «Буриме», надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
   6. «На одну букву» Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: «Заяц звенел золотым звонком», «Кошка купила килограмм конфет» и т.п.
   7. «Я знаю» В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница». Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т. д. 

 

 

Консультация для родителей по теме:«Применение здоровьесберегающих  технологийна логопедических занятиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Здоровьесберегающие технологии в детском саду — технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.
  На логопедических занятиях также применяются здоровьесберегающие технологии, которые помогают развивать двигательные умения, улучшают здоровье детей.
  Влияние двигательной активности на речь ребенка.
  Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на речь ребенка.
  Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
  Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
  Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».
  Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
 На кистях рук расположено множество акупунктурных  точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
 Развитие мелкой моторики проходит во время индивидуальных и подгрупповых занятий.
 Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
  Особенности применения здорвоьесберегающих технологий.
  На каждом занятии с ребенком мы выполняем игру, или упражнение, или задание, направленное на развитие движений пальцев рук.
 Упражнения проводятся на материале различных лексических тем, по закреплению звукопроизношении и обучению грамоте. В работе используются различные по фактуре материалы (это бумага, картон, пластилин, камушки, орехи, шнурки, прищепки,  счетные палочки, нитки, липучки, молнии, мозаика, пазлы, карандаши, мячики, бусинки и т.д.)
 В процессе коррекционно-воспитательного процесса логопедического направления использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
 Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
2.  Дыхательная гимнастика.
  Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
 На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.
  Целью является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
4. Развитие общей моторики.
 Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
5. Развитие мелкой моторики.
  Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
6. Су – джок терапия
  На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
7. Самомассаж.
  Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
  Много времени уделяем играм с мозаикой (составление слогов, слов, предложений), используем настольную мозаику.
  Играем с бумагой: складывание бумаги, скатывание в шарик, выкладывание букв.
  Уровень развития речи ребенка связан с уровнем развития тонкой моторики пальчиков. И заботиться о своевременном развитии необходимо с первых недель его жизни.

 

 

 

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Написали мне в тетради
Трудное заданье. 
Папа с мамою сказали:
- Что за наказанье?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
   Только при регулярном выполнении домашнего задания, которое обычно записывается педагогом в индивидуальную тетрадь, можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки. 
  Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи у ребенка-дошкольника.
  У домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.
   Какие же задания даёт логопед на дом?
   Все задания  основываются на материале лексической темы, изучаемой в группе, на подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда. Этот материал закрепляют и воспитатели – на занятиях по развитию речи, конструированию, лепке, изобразительному искусству, и вне занятий – на прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   В домашнем задании можно выделить следующие разделы:
 Развитие мелкой моторики, цель которых активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок.
 Артикуляционная гимнастика: сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.
   Задания на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
   Задания на формирование слоговой структуры слова.
  Лексико-грамматические задания, призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Это упражнения на словообразование («Назови ласково», «Какой сок любишь?»), словоизменение («Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.
   Задания на развитие связной речи: это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.
 Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения – обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под диктовку взрослого и т.д.
При выполнении домашних заданий
необходимо знать и помнить следующее:
  • ✓Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
  • ✓Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
  • ✓При занятиях в выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.
  • ✓Взрослый читает задания ребенку вслух. 
  • ✓Ребенок выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, именно так, как он сказал
  • ✓Если нет нового задания – повторять старое.
  • ✓Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка.
  • ✓Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года.
   Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
    Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.
    Помогайте им – но не делайте работу за них.
  Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета, когда Вам что-то непонятно.
   Помните, что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой, правильной речи.
 
Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, 
искренней заинтересованности и успехов.

 

«Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях» 

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности, это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста. 
Речевое творчество включает в себя:
• словотворчество (характерно для раннего возраста);
• пересказ;
• сочинительство;
• речевую импровизацию. 
Словотворчество – появление новых слов в речи ребенка.
Дети упражняются в образовании новых сложных слов: снегопад, молоковоз.
Пересказ – творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения.
Сочинительство – самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста.
Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием речевых умений. 
Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств. 
В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает. 
Обязательное условие – проведение игр после наблюдения, рассматривания, сравнения, этической беседы. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы. 
Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение. 
Темы игр-бесед: 
1. «Представь, что ты снежинка».
2. «Если бы я был паучком».
3. «Я – осенний листочек».
4. «Знаешь ли ты себя?»
5. «Я – принцесса-лягушка».
6. «Бантик». 
Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять. И нужно лелеять эту способность его души. Тогда, даже в самых обычных сочинениях по типу «Как мы ходили в лес за грибами», ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса. А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку». 
Темы бесед: 
1. «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».
2. «Сочини сказку».
3. «Словесные зарисовки».
4. «Сочини загадку».
5. «Сказочные истории».
6. «Продолжи любимую сказку».

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.

Игры и упражнения: 
1. «Кто больше назовет слов со звуком…?»
2. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук…»
3. «Определи количество согласных и гласных звуков в слове».
4. «Придумай слово на заданный звук (слог)».
5. «Волшебник-Ударение».
6. Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.
7. Распространение предложений.
8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
9. Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
10. Подбор эпитетов к героям сказок.
11. Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)
12. Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)
13. Подбор паронимов. (Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)
14. Рассказы-сравнения.
15. Пересказ рассказов и сказок и др.

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

Вот несколько советов:
  • Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
  • Чтобы стихотворение училось легко, обратите внимание на его ритм. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, головой и так далее.
  • Для заучивания стихотворения можно использовать мячик. Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
  • Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
  • Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту подбирать рифмы к словам, обозначающим окружающие ребенка и привычные ему предметы, например: «ложка для матрешки», «каша-малаша», «шкаф-рукав», «мыло уплыло» и  т. д.
  • Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.

 06

06

 

Памятка для родителей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
    Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
На что же следует обратить внимание:
  1. 1. Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
  2. 2. Чтобы всегда говорил только на выдохе.
  3. 3. Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
  4. 4. Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
  5. 5. Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).
  6. 6. Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
  7. 7. Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
  8. 8. Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
  9. 9. Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунд
  10. 10. Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
  11. 6
    6
  Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.
   Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу». Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).

 

 

 

Материал подготовила Хазанова В.В., учитель-логопед


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей