ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Важнейшим условием восстановления правильной речи у детей с речевой патологией является плавный спокойный выдох и четкая ненапряженная артикуляция.
Стоит отметить, что обязательным условием является отсутствие органических и механических повреждений органов речи.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Как правило, у детей с речевой патологией дыхание поверхностное аритмичное, «неполное». Упражнения дыхательной гимнастики, используемые на занятиях логопеда, помогают выработать диафрагмальное дыхание, силу и правильное распределение выдоха.
Примеры упражнений:
П/п |
Название упражнения |
Содержание упражнения |
1 |
«ЧАСИКИ» |
«Часики вперед идут, за собою нас ведут»И. п. – стоя, ноги слегка расставлены.1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);2 – взмах руками назад – «так» (выдох) 10-15 раз. |
2 |
«ПЕТУХ» |
«Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг»И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить.1 – поднять руки в стороны (вдох);2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох) 5-6 раз. |
3 |
«НАСОС» |
«Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы»И. п. – основная стойка.1 – наклон туловища в сторону (вдох);2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох) 10-12 раз |
Для выработки правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, нужных для правильного произношения звуков, используется артикуляционная гимнастика.
Именно с её помощью вырабатывается сила голоса, его темп и точность. Основная её задача: отработка определенных положений рта, губ, языка. С правильно подобранными упражнениями поставить звук становится проще, артикуляционный уклад формируется быстрее, речевое развитие идет ускоренно.
1. Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.