Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Учитель-логопед Хазанова Виктория Валентиновна

Рекомендации учителя-логопеда для родителей дошкольников 5-7 лет

 по организации наблюдений и построению познавательной беседы 

в зимний период

 

 

 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе.
   Помогите ребёнку запомнить приметы зимы:
  • Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
  •  Стало холодно, на улице мороз.
  • Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
  •  Ночи стоят длинные, а дни  – короткие.
  • Люди  надели тёплую зимнюю одежду.
  •  Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
    Побеседуйте с ребенком:
  • Какое время года наступило?
  • Почему ты так решил?
  • Какая погода стоит зимой?
  • Как одеты люди?
  • Какие зимние развлечения у детей?
    Почитайте ребенку рассказы о зимних месяцах.
    ДЕКАБРЬ
   Декабрь — первый зимний месяц. Белые снежинки укрыва­ют землю пушистым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. Сквозь серые облака редко прогляды­вает солнце, поэтому декабрь называют в народе — «хмурень». В декабре дни короткие, ночи длинные, смеркается рано, а по ночам трещит мороз. Холодно в декабре зверям и птицам, зай­цы одеты в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса не заметили их на белом снегу. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам и грызут еловые шишки. Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются поближе к жилью человека и прячутся от морозов и метелей под крышами домов. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами и бусами.
    ЯНВАРЬ
  Январь — второй зимний месяц. В народе январь называют «лютень». «Месяц январь — зимы государь», — так народ го­ворит. В январе сугробы высокие. Мороз на стеклах рисует уди­вительные узоры. Холодно и голодно в январе зверям и пти­цам. Белочка в сильные морозы прячется в дупле. Лисица за­бирается глубоко в нору. Медведь спит в теплой берлоге. По ночам воют волки и голод гонит их ближе к жилью человека. В январе отмечают светлый праздник Рождества Христова. У детей в этом месяце много веселых забав: катание на санках, лыжах, коньках. Солнце в январе поднимается выше и светит ярче.
    ФЕВРАЛЬ
    Февраль — последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры. Метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «снеговеем».
  В феврале день становится длиннее и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает, а сугробы оседают. Все чаще слышно пение птиц. Воробьи соби­раются в стайки и громко, радостно чирикают. Затягивают ве­селую песню синицы. Начинаются игры у зайцев, лисиц, толь­ко медведь все еще спит в берлоге.
  Когда наступает оттепель, снег становится липким и из него можно лепить снеговиков, снежные крепости, играть в снежки.
   Загадайте ребенку загадки:
  • Все лето стояли Зимы ожидали.
  • Дождались зимы — Помчались с горы. (Санки)
  • Белая звездочка с неба упала,
  • Мне на ладошку легла... и пропала. (Снежинка)
  • Две полоски на снегу
  • Оставляют на бегу.
  • Я лечу от них стрелой,
  • А они опять за мной. (Лыжи)
     Поиграйте в игры:
  •  «Что за чем и перед чем?»
  • Декабрь за ноябрем и перед янва­рем. Январь —... Февраль —...
  • «Назови ласково»
  • Снег — снежок. Лед —... Зима —... Елка —... Санки —... Палки —...
  • «Собери предложение»
  • Миша, друзьями, в, хоккей, с, играет.
  • Санках, дети, катятся, с, весело, на, горки.
  • Метель, улице, метет, на.
  • Дворе, во, залили, каток, большой.
  • «Подбери родственные слова»
  • Зима – зимушка, зимовать, зимний, зимовье…
  • Мороз – морозить, морозный, заморозки, …
  • Лед – дедок, ледяной, ледник, гололед, …
  • Объясните ребенку поговорки:
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Январь году начало, а зиме середина.
  • В феврале зима с весной встречается.
 

Консультация для родителей.

«Что нужно знать родителям о дисграфии»

 

    Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письма.
    Как узнать, что у ребёнка дисграфия?
    Дети с таким нарушением не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них неразборчивый, неровный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак); могут не обращать внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».
    Пропуски, перестановки, замены букв (Н-Р, вместо Б он слышит и пишет П, а Ц заменяет на Ч), слогов – частые ошибки дисграфика.
Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
    Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
    На что нужно обратить особое внимание:
    ✓ Если Ваш ребенок левша.
    ✓ Если он переученный правша.
    ✓ Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
    ✓ Если в семье говорят на двух или более языках.
    ✓ Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу: неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
   ✓ Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
   ✓ Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
   ✓ Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: «лека» (река), «суба» (шуба).
    При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки [ц, ч, щ]. Например: «тыня» (дыня), «клёква» (клюква).
    Пропуски букв, слогов, недописывание слов: «прта» (парта), «моко» (молоко), «весёлы» (весёлый).
Примеры упражнений и игр для исправления дисграфии у детей.
    Игры на зрительный гнозис:
  1. 1. Назвать недорисованные предметы.
  1. 2. Назвать предметы по их контурам.
  1. 3. Назвать перечеркнутые изображения.
        4. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
        5. Составление разрезанных на части картинок (от 2- х до 6-ти частей).
        6. Дополнение рисунков (нарисовать домик, справа и сверху – солнце, слева от домика – забор, справа внизу – озеро, справа от забора – цветы).
        7. Работа с трафаретами. Конструирование фигур из палочек и спичек.
     Игры на буквенный гнозис.
     1.Найти букву среди ряда других букв.
 
 
    2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.
    3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
    4. Определить букву в неправильном положении (Т, Р, Н, N).
    5. Обвести букву по точкам.
Успешная учёба в школе – это задача не только учителей и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь!

 

Консультация для родителей 

«Словесные игры как средство развития речи дошкольника»

      В дошкольном возрасте процесс развития речи происходит бурно и непрерывно.
    Это происходит как во время нахождения ребенка в детском саду, так и при общении с взрослыми дома. Родители играют значительную роль в обогащении словарного запаса детей, и могут это делать ненавязчиво в процессе повседневной жизни.
     С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть в так называемые словесные игры.

 

 

 

 

    Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение.
    Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте. Примеры игр:
 1. «Противоположности» Вы называете слово, задача ребенка - назвать в ответ слово, противоположное по значению. Примеры: холодный - горячий, добрый - злой, высокий - низкий, день - ночь и т. д.
   2. «Каким бывает?» В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т. д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
  3. «Что бывает?» Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т. д.
  4. «Новые слова» В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
  5. «Буриме» В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих:
«Птица важная ворона»
К лицу была бы ей корона».
   Прежде чем предлагать ребенку поиграть в «Буриме», надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
   6. «На одну букву» Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: «Заяц звенел золотым звонком», «Кошка купила килограмм конфет» и т.п.
   7. «Я знаю» В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница». Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т. д. 

 

 

Консультация для родителей по теме:«Применение здоровьесберегающих  технологийна логопедических занятиях»

 

 

 

 

 

 
  Здоровьесберегающие технологии в детском саду — технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогов и родителей.
  На логопедических занятиях также применяются здоровьесберегающие технологии, которые помогают развивать двигательные умения, улучшают здоровье детей.
  Влияние двигательной активности на речь ребенка.
  Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на речь ребенка.
  Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
  Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
  Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».
  Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
 На кистях рук расположено множество акупунктурных  точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
 Развитие мелкой моторики проходит во время индивидуальных и подгрупповых занятий.
 Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
  Особенности применения здорвоьесберегающих технологий.
  На каждом занятии с ребенком мы выполняем игру, или упражнение, или задание, направленное на развитие движений пальцев рук.
 Упражнения проводятся на материале различных лексических тем, по закреплению звукопроизношении и обучению грамоте. В работе используются различные по фактуре материалы (это бумага, картон, пластилин, камушки, орехи, шнурки, прищепки,  счетные палочки, нитки, липучки, молнии, мозаика, пазлы, карандаши, мячики, бусинки и т.д.)
 В процессе коррекционно-воспитательного процесса логопедического направления использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение поможет:
  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
 Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
2.  Дыхательная гимнастика.
  Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
 На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.
  Целью является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
4. Развитие общей моторики.
 Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.
5. Развитие мелкой моторики.
  Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
6. Су – джок терапия
  На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
7. Самомассаж.
  Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
  Много времени уделяем играм с мозаикой (составление слогов, слов, предложений), используем настольную мозаику.
  Играем с бумагой: складывание бумаги, скатывание в шарик, выкладывание букв.
  Уровень развития речи ребенка связан с уровнем развития тонкой моторики пальчиков. И заботиться о своевременном развитии необходимо с первых недель его жизни.

 

 

 

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Написали мне в тетради
Трудное заданье. 
Папа с мамою сказали:
- Что за наказанье?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.
   Только при регулярном выполнении домашнего задания, которое обычно записывается педагогом в индивидуальную тетрадь, можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки. 
  Семья и детский сад должны работать ВМЕСТЕ, потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи у ребенка-дошкольника.
  У домашних занятий есть еще один положительный момент: они становятся частью режима дня, ребенок привыкает к систематическим занятиях, а, значит, в школе родителям не придется усаживать его за уроки силой.
   Какие же задания даёт логопед на дом?
   Все задания  основываются на материале лексической темы, изучаемой в группе, на подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда. Этот материал закрепляют и воспитатели – на занятиях по развитию речи, конструированию, лепке, изобразительному искусству, и вне занятий – на прогулках, в играх, в свободной деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   В домашнем задании можно выделить следующие разделы:
 Развитие мелкой моторики, цель которых активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок.
 Артикуляционная гимнастика: сначала – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.
   Задания на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
   Задания на формирование слоговой структуры слова.
  Лексико-грамматические задания, призванные уточнить и расширить словарь детей и научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. Это упражнения на словообразование («Назови ласково», «Какой сок любишь?»), словоизменение («Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.
   Задания на развитие связной речи: это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.
 Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения – обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под диктовку взрослого и т.д.
При выполнении домашних заданий
необходимо знать и помнить следующее:
  • ✓Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.
  • ✓Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).
  • ✓При занятиях в выходные дни: не рекомендуем выполнять домашнее задание в воскресенье вечером. Ребенок лучше запомнит материал, если разбить его на небольшие порции: пятница вечером, суббота и воскресенье днем.
  • ✓Взрослый читает задания ребенку вслух. 
  • ✓Ребенок выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, именно так, как он сказал
  • ✓Если нет нового задания – повторять старое.
  • ✓Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка.
  • ✓Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года.
   Хорошо оформленная тетрадь – это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.
    Хвалите детей за каждое, пусть даже незначительное достижение.
    Помогайте им – но не делайте работу за них.
  Выполняйте рекомендации специалистов и не бойтесь спросить у них совета, когда Вам что-то непонятно.
   Помните, что ребенок не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Только когда мы объединяем усилия, можно добиться поставленной цели – научить малыша красивой, правильной речи.
 
Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, 
искренней заинтересованности и успехов.

 

«Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях» 

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности, это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста. 
Речевое творчество включает в себя:
• словотворчество (характерно для раннего возраста);
• пересказ;
• сочинительство;
• речевую импровизацию. 
Словотворчество – появление новых слов в речи ребенка.
Дети упражняются в образовании новых сложных слов: снегопад, молоковоз.
Пересказ – творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения.
Сочинительство – самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста.
Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием речевых умений. 
Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств. 
В этом помогают игры – беседы, развивающие воображение ребенка, логическое мышление, память. Помогают ребенку понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы своего поведения, воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает. 
Обязательное условие – проведение игр после наблюдения, рассматривания, сравнения, этической беседы. Ребенок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идет речь. Не исключено использование наглядности, которая поможет ребенку быстрее войти в образ. Можно вместе с ребенком нарисовать «очеловеченные» предметы, предметы-символы. 
Желательно, чтобы в играх присутствовал элемент психодрамы. Основой для игр должно быть волшебное сказочное перевоплощение. 
Темы игр-бесед: 
1. «Представь, что ты снежинка».
2. «Если бы я был паучком».
3. «Я – осенний листочек».
4. «Знаешь ли ты себя?»
5. «Я – принцесса-лягушка».
6. «Бантик». 
Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять. И нужно лелеять эту способность его души. Тогда, даже в самых обычных сочинениях по типу «Как мы ходили в лес за грибами», ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса. А вот, чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку». 
Темы бесед: 
1. «Раз, два, три, четыре, пять – учись считалки сочинять».
2. «Сочини сказку».
3. «Словесные зарисовки».
4. «Сочини загадку».
5. «Сказочные истории».
6. «Продолжи любимую сказку».

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой коммуникации, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка.

Игры и упражнения: 
1. «Кто больше назовет слов со звуком…?»
2. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук…»
3. «Определи количество согласных и гласных звуков в слове».
4. «Придумай слово на заданный звук (слог)».
5. «Волшебник-Ударение».
6. Придумай предложение по картинкам или с заданным словом.
7. Распространение предложений.
8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
9. Составление рассказов по сюжетной картинке и заданному плану.
10. Подбор эпитетов к героям сказок.
11. Подбор синонимов. (Д/и. «Скажи иначе».)
12. Подбор антонимов. (Д/и. «Скажи по-другому».)
13. Подбор паронимов. (Д/и. «Назови новое слово, изменив один звук».)
14. Рассказы-сравнения.
15. Пересказ рассказов и сказок и др.

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

Вот несколько советов:
  • Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
  • Чтобы стихотворение училось легко, обратите внимание на его ритм. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, головой и так далее.
  • Для заучивания стихотворения можно использовать мячик. Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
  • Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
  • Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту подбирать рифмы к словам, обозначающим окружающие ребенка и привычные ему предметы, например: «ложка для матрешки», «каша-малаша», «шкаф-рукав», «мыло уплыло» и  т. д.
  • Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.

 06

06

 

Памятка для родителей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
На что же следует обратить внимание:
  1. 1. Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
  2. 2. Чтобы всегда говорил только на выдохе.
  3. 3. Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
  4. 4. Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
  5. 5. Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).
  6. 6. Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
  7. 7. Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
  8. 8. Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
  9. 9. Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунд
  10. 10. Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
  11. 6
    6
  Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.
   Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу». Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).
 
Материал подготовила Хазанова В.В., учитель-логопед


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей