Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Инструктор по физ. культуре Гладышева Ирина Александровна

 «Особенности организациипознавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5-7 лет на занятиях физической культуры»


 Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
 Эксперименты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
 Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада,
  Детское экспериментирование позволяет включить детей в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаружить свойства предметов, замечать их сходство и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет им возможность приобретать знания самостоятельно, появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать или даже опровергать предположения, делать вывод, умозаключения, самостоятельно овладевать представлением о том или ином законе или явлении.
  Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру и мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».
  Хорошо известно, что развитие личности дошкольника обеспечивается в процессе его собственной деятельности и в формах, специфичных для дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, творческой активности и, наконец, познавательной и исследовательской деятельности. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его богатство и разнообразие; занимаясь рисованием, воплощает собственные впечатления, проектирует мир; исследуя природу, делает и переживает собственные открытия, учится решать проблемы, овладевая разнообразными навыками практического экспериментирования. Таким образом, ребенок готовится к следующей ступени образования, «учится учиться», самостоятельно добывая знания об окружающем мире.
 В процессе организации исследовательской деятельности старших дошкольников педагог особое внимание должен уделять формированию предпосылок к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению задачи, с использованием разных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе исследовательской деятельности требует грамотного отбора содержания образования, применения технологий, средств и методик, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира.
  Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. С рождения и до семи лет у ребенка закладываются основы всесторонней двигательной активности. Растить детей здоровыми, сильными и жизнерадостными – основная задача дошкольных учреждений. В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию, в основу которой положен игровой метод, у детей формируются физические навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину, создает благоприятный эмоциональный настрой дошкольника.
 Физкультура должна приносить ребенку радость, пробуждать у него интерес к движению, стимулировать физическую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью инструкторам по физическому воспитанию необходимо широко использовать разные приемы и методы, чтобы поддерживать интерес детей к занятиям. Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любовь к занятиям физической культурой, приобщать родителей к проведению совместных спортивных праздников и развлечений.
 В процессе организации экспериментальной деятельности с детьми инструктор по физической культуре ставит перед детьми проблему, учит выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Живое общение при обсуждении проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту делают образовательную деятельность по физическому воспитанию более увлекательными и интересными. В процессе проведения опытов и экспериментов необходимо задействовать каждого ребенка, образовательную деятельность проводить всей группой или по подгруппам, а также необходимо учитывать интересы и потребности детей, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

  Каждый детский эксперимент имеет строго определённую структуру.
Приведем пример ещё одного исследования, осуществленного с детьми старшего дошкольного возраста.

  Эксперимент № 1. «ЦИРКАЧИ»
  Перед проведением эксперимента можно опросить детей, кто дольше простоит на мяче и почему? А затем провести эксперимент.
 В эксперименте могут участвовать два ребенка или две подгруппы, в зависимости от наличия оборудования. Одному участнику эксперимента дается задание встать двумя ногами на узкую сторону скамейки или мяч (необходима страховка), руки служат балластом равновесия. Второй участник встает двумя ногами на фитбол, при этом руками держится за опору (шведская стенка). Необходима страховка. Остальные дети наблюдают, кто дольше удержится (при правильном проведении эксперимента, ребенок на фитболе должен простоять дольше). Если участник эксперимента, стоявший на фитболе, опускает руки, он теряет равновесие и падает.
  Цель эксперимента: показать детям, что для удержания равновесия большую роль играют и руки. На узких, скользких, не ровных поверхностях служат балластом, и помогают человеку удержать равновесие.
  Эксперимент № 2 «ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»
 В эксперименте участвует один или несколько детей. Предложить ребенку встать на мягкую неустойчивую поверхность (подушка, мат). Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие, стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если ребенку завязать глаза и опустить руки.
Цель эксперимента: доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам.
  По итогам проведенных циклов исследования инструктор по физической культуре обобщает выводы и проводит анализ ожидаемых результатов:
  • увеличение объема двигательных умений и навыков;
  • повышение физической работоспособности, творческого потенциала, укрепление здоровья;
  • активизация двигательной деятельности детей, стремление к самосовершенствованию;
  • возрастание заинтересованности педагогов, родителей, детей, что в совокупности дает достижение высоких спортивных результатов.

  Эксперимент№3 «УДЕРЖИ РАВНОВЕСИЕ»
  Предложить детям постоять на одной ноге с открытыми глазами 30 сек. Затем выполнить это задание с закрытыми глазами.
  Эксперимент № 4. «СИЛЬНЫЕ НОЖКИ»
  Дети делятся на две команды. По команде инструктора одна команда замирает на месте, стоя на двух ногах, а другая – на одной. Для сравнения и подведения итогов, команды выполняют противоположные задания. Цель эксперимента: доказать, что ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии. На одной ноге устоять тяжелее, чем на двух. Человек без нижних конечностей не сможет передвигаться. Подвести детей к выводу, что ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой

 

Красивая и правильная осанка ребёнка

 

 

 

 

Задачи физического воспитания дошкольного образования


СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей