Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна

Консультация для родителей:

«НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?»

   Каждый взрослый помнит хотя бы одно наказание родителей из своего детства. Кого-то ставили в угол, не разговаривали, шлепали ладонью или ремнем…
     И вот сейчас, наказывая своего ребенка, подумайте, а надо ли?
  Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Однако, часто наказывающий забывает подумать об этом…

     Если есть сомнение - наказывать или не наказывать – НЕ наказывайте. 
     Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
   За один раз – одно. Даже, если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание должно быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание не отменяет любовь к ребёнку. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  У каждого наказания есть свой срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Некоторые ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!
  Процесс наказания должен осуществляться без унижения. Что бы то ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

    Ребёнок должен страшиться не наказания и гнева, а вашего огорчения.
      И ещё: 
  • ваш малыш ни в чём не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы;
  • ваш ребёнок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации;
  • ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье;
  • во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать в силу особенностей возраста или характера. Одним словом, не желали принимать его таким, каков он есть;
  • вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нём ещё будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Всё-таки главное – это ваша любовь к ребёнку!

    Даже если вы иногда ссоритесь, обижаетесь, не понимаете друг друга, вы самые близкие люди на этой земле!
  Помните об этом, и жизнь станет лёгкой и счастливой! И ваш взрослый ребенок будет вспоминать ваши мудрые наказания.
 
 
С уважением, педагог-психолог Лобова Оксана Игоревна.

 

 «Помощь педагога-психолога при весеннем обострении у детей дошкольного возраста»

  Наступление весны – это прекрасное время года, которое с нетерпением ждет каждый. Позади зимние морозы; впереди – солнце, море, летние отпуска.
  Однако в это время происходят не только климатические изменения, сотни тысяч людей переживают особое состояние, которое называют весенним обострением.

 

 

  В этот период изменения касаются физического и душевного здоровья. Человек более возбудим, как взрослый, так и ребенок дошкольного возраста, и остро реагирует на любые раздражители, как положительные, так и отрицательные. Весеннее обострение педагоги-психологи часто связывают с осенними депрессиями, так как механизмы их проявления, динамики и угасания примерно одинаковы. Ухудшается не только психологическое состояние, но и общее самочувствие.
  Психосоматические заболевания - это такие заболевания внутренних органов и систем организма, которые возникают в результате стресса, каких-то конфликтов, кризисных состояний, катастроф и т. д. Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются "на нервной почве".
     Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей можно обнаружить отдельные признаки предболезненных состояний, которые условно можно разделить и обозначить как:
  • предневротические проявления составляют нарушения сна, тики, патологические привычки (грызет ногти, сосет палец, беспричинный плач;
  • к вегетодистоническим проявлениям относят головокружения, головные боли, сердцебиения, одышку, обмороки, покраснение кожи при волнении;
  • соматические проявления включают жажду, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, кожные высыпания.
   Совокупность таких проявлений, связанных с постоянным эмоциональным напряжением — ценный диагностический признак, позволяющий выявить предболезненное состояние у детей, подверженных высокому риску развития психосоматических расстройств.
 Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы, различные инфекции в первые месяцы жизни играют важную роль в данной проблеме.
  Также к причинам появления психосоматических расстройств, следует отнести следующие факторы:
• личностные особенности ребенка (замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, пугливость);
• психическое и физическое состояние ребенка во время психотравмирующих событий;
• неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;
   Перечисленные факторы не только участвуют в развитии психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и осложняют течение соматических расстройств.
 При психосоматических заболеваниях на первом месте основной причиной является психотравмирующая, стрессовая ситуация.

 

 

 

   Вы зададите вопрос, разве бывают в детской жизни стрессы? Его кормят, одевают, никаких проблем и забот. Но мы забываем, что на ребенка, как и на взрослого, воздействует давление психоэмоциональных перегрузок, характерное для современной жизни. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели ребенка, боятся опоздать на работу, кричат на него.
 Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков.
  Вдобавок ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям, которые представляются взрослым мелкими, несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. И у детей все чаще отмечаются случаи ожесточения, агрессивности или чувства одиночества, тоски и вины, унижения, отчаяния, неудачливости.
  Одни дети протестуют, отказываются посещать детский сад, агрессивны в семье; другие капитулируют и становятся пассивными; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого, а выражается это обычно в болезнях.
  Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Осуществление профилактики и успешного терапевтического вмешательства при психосоматических расстройствах у детей требует создания необходимых условий. Организация помощи должна быть основана на представлениях о том, что психосоматические расстройства являются, по существу, болезнями адаптации. В связи с этим, на первое место должен быть поставлен принцип раннего выявления детей высокого риска, на второе — организация помощи. При этом важно помнить, что наряду с медикаментозным лечением, просто необходимо изменить действие социально-психологических факторов, которые спровоцировали заболевание. Чаще всего к этим факторам относится неблагоприятная атмосфера в семье.
 
 
 
 
Рекомендации:
  1. родителям, в первую очередь, надо научиться создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь нужные для предупреждения и излечения у них психосоматических расстройств;
  2. стараться уберечь ребенка от внешних негативных воздействий;
  3. собственным положительным примером показывать детям, как нужно справляться с трудными ситуациями в жизни;
  4. воспитатели должны быть особенно внимательны к детям, у которых резко изменилось настроение и поведение, постараться индивидуально поговорить с ребенком и выяснить, что его беспокоит.
  5. обратившись к педагогу-психологу своего образовательного заведения с подозрениями на психосоматическое расстройство ребенка, можно точно быть уверенным в оказании помощи и профилактике данной проблемы.
 
 
С уважением, педагог-психолог, Лобова Оксана Игоревна!

 

Консультация для родителей

"Познавательное развитие дошкольников"

  В течение всего дошкольного периода у ребенка проявляется потребность в получении и поиске знаний. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, игре, познавательной, поисковой и других видах деятельности позволяет сформировать положительное отношение к учебе, желание учиться в школе. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. Осмысленный, интересный, эмоционально привлекательный материал усваивается легко и надолго.
 
 

  В играх могут решаться различные задачи - от психологических до познавательных.
Дети в различных видах деятельности узнают интересные факты, знакомятся с художественными произведениями, историей, традициями, бытом людей, рисуют, лепят, конструируют, учатся считать и читать. Все это способствует развитию кругозора, формированию навыков общения.
Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Познавательная активность дошкольников высока. Поэтому экспериментирования, наблюдения, проектно-исследовательская деятельность являются в обучении и развитии детей подготовительным этапом для успешного обучения в школе.
  Ребенок познает мир в ходе практической деятельности с ним. Это происходит потому, что дошкольник выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить, предлагает возможные решения, проверяет эти решения исходя из данных, делает выводы на основе полученного результата, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между явлениями и фактами.
  Такая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами элементарных математических знаний, с этическими нормами и правилами жизни в обществе и т.п.
 
 
  В силу того, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые, малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш понимает и принимает социальный мир по - своему. И не учитывать этого нельзя, а знать необходимо. Дети очень наблюдательны, многое замечают: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.
  Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. И многочисленные «Как?», «Зачем?», «Отчего?», «Почему?», «Когда?» - лучшее проявление этой особенности.
Эффективность процесса развития познавательной активности во многом зависит от того, какими средствами пользуется взрослый:
✓ социальная действительность – это не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Главное - показать детям окружающий мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя.
✓ предметы рукотворного мира – те, с которым ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В каждом предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического процесса. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению. Мир вещей существенно влияет на формирующиеся потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими людьми.
✓ игрушка - через игрушку малыш познает разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества. Даже его моральные ценности и идеологические установки. Игрушки различны по своему назначению и возможности стать средством познания мира;
✓ техническая игрушка позволяет познакомиться с достижениями технической мысли. Способами управления предметом приобщает к способности человека воздействовать на окружающий мир;
✓ сюжетная игрушка обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности;
✓ народная игрушка помогает приблизиться к национальным корням, к собственному народу, что значимо для социализации личности;
✓ кукла стимулирует развитие социальных чувств.
✓ художественная литература - она является источником знаний и источником чувств ребенка.
 
 

 Художественная литература самоценна, становится незаменимым средством приобщения к социальному миру.
  Детям нужны произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни и стихи разного содержания: познавательные, юмористические, лирические, т.е. те, из которых он может почерпнуть новую информацию, в которых ярко представлена мораль.
✓ изобразительное искусство - произведения больших художников затрагивают душу ребенка и способны не только информировать о каких-то предметах, явлениях. Но и вызывать поистине высокие нравственные чувства. Детей затрагивают и взрослые социальные проблемы на картинах, и необычность красок.
✓ музыка - также отражает чувства и отношения и находит отклик в детской душе.
 Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:
• Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес, если его подбадривать, хвалить за старания.
• Обсуждение успехов и неудач с ребенком. Почему удалось найти ответ, что помогло? Побуждайте ребенка самостоятельно находить ответы.
• Активизация мыслительных процессов. Познавательная деятельность может продолжаться неделю и больше, если вы будете задавать наводящие вопросы.
• Помощь взрослых в освоении навыков ребенком планирования и постановки цели.
  Познавательные интересы заставляют ребенка активно стремиться к освоению нового, искать способы удовлетворения жажды знаний. Все дети по своей природе очень любознательны. Поэтому, следует поощрять их получать информацию и анализировать ее.
  Важно! Что будет заложено в дошкольном возрасте, то и даст потом свои плоды. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста полностью зависит от близких взрослых.
   Мир малышу открывается через его восприятие, личные переживания и практическую деятельность. Ваша поддержка детской любознательности в различных сферах жизни сформирует у ребенка широкий кругозор. Стремление познавать новое станет в будущем потребностью, и будет побуждать детей к углубленному изучению школьной программы.

 

Консультация для родителей

 «Игры с детьми осенью» 

  Прогулки с ребенком на свежем воздухе хороши и полезны в любое время года. Просто прогуляться с ребенком – хорошо, а прогуляться и поиграть - еще лучше.

 

 

 

 

 

 Игры для детей осенью позволяют сделать прогулку не только интересной, развивающей и познавательной, но и способствуют интеллектуальному развитию, развитию речи и воображения, а также развитию творческого потенциала ребенка.

 

В какие же игры можно поиграть с детьми осенью на прогулке?
  «Давай поговорим».
   По дороге к месту прогулки с малышом обсуждается все то, что попадает в поле зрения. Поговорить можно о временах года, характерных для каждого из времен года отличительных признаках и явлениях. Необходимо акцентировать внимание малыша, что плохой погоды и плохого времени года в природе не бывает. Каждое из времен замечательно по-своему: зима - снежными забавами, весна – ручьями, корабликами, а лето – цветочками, фруктами и ягодами, осень же – опавшими, и такими красивыми, разноцветными листьями.
  «Герой из сказки».
  Возьмите на себя на период прогулки роль героя любимой сказки, инопланетянина или иностранца, приехавшего в нашу страну. Малышу отведите роль сопровождающего, экскурсовода или просто собеседника. Задавайте «сопровождающему» вопросы, касающиеся окружающих и встречающихся во время прогулки предметов. Пусть малыш отвечает на ваши всевозможные вопросы, рассказывает о каждом, попавшем в поле зрения на пути, предмете. 
  Такая игра будет способствовать формированию у него умения формулировки своих мыслей, описания предметов, ориентировки в пространстве.
  «Играем в облака». 
  Осенью на небе много облаков. Можно поиграть с ребенком в форме беседы о том, что такое облака и как они появляются.
  Далее можно вместе с малышом понаблюдать: как облака изменяют форму, скапливаются, двигаются. Можно пофантазировать: что напоминает скопление тучек, на что похожа отдельно взятая тучка. Подобрать героев из тучек и придумать сказочную историю с их участием. 
  Такая игра будет способствовать развитию воображения и фантазии ребенка.
 Лучшими местами для психологического и физического отдыха ребенка являются парк или лес, в которых дети очень любят гулять.
  «Листочки».