Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Воспитатель Бороненко Надежда Владимировна

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

 

 
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок.
                                         Сухомлинский В. А  
     Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира.
     Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
     Бумагопластика — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие.
     Во-первых, она развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,
     Во-вторых, происходит развитие глазомера.
     В-третьих, работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
     Бумагопластика имеет огромное значение в  развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса. Она стимулирует и развивает память, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами; активизирует мыслительные процессы.
     В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
     Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой.    Этот вид деятельности близок любому ребёнку. Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия – игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.
     Увлекательные занятия позволяют дошкольникам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.
     Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывая положительные эмоции и внутреннее удовольствие, в них просыпаются творческие способности.
     Для того чтобы обучить ребенка изготовлению той или иной поделки, взрослый должен обладать терпением и соблюдать принцип пошагового обучения. Важно следить, чтобы неудачи не отпугивали ребенка.
     Ребенок хоть еще и мал, но тянется к прекрасному, его трудно обмануть, убедить принять уродливое за прекрасное. Имейте в виду, что каждая работа должна иметь законченный вид, даже если это маленькая бабочка. Похвала, признание творческих способностей ребенка утверждают его как личность, помогают вырасти уверенным в себе и своих достижениях.
     Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности, так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приёмам работы с бумагой. Воспроизведения действий, показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.
     Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство бумагопластики.
     Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности. Педагог не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки.

 

ВИДЫ БУМАГОПЛАСТИКИ.

 

     Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие.
     Оригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Это занятие уходит корнями в глубокую древность. Оригами бывает различным. Классическое оригами предполагает изготовление фигурки из квадрата без ножниц и клея.
     Модульное оригами – искусство создавать сложные композиции из множества отдельно изготовленных модулей; в модульном оригами может использоваться клей для скрепления деталей, но это необязательно.
     Торцевание – это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной или цветной бумаги нужного цвета и размера. Вырезанные квадратики с помощью клея и зубочистки закрепляются на поверхности формы.
Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции.
 
     Квиллинг – это бумагокручение. Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски.
     Мятая бумага. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, салфетке можно придать форму цветка и наклеить его на основу-корзиночку, или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего  дошкольного  возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им детали для игрушек.
     Мозаика – изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно.
     Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.
 
     Тычкование очень схоже по технике выполнения с торцеванием. Тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из  бумаги  и заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.
     Увлекательные занятия позволяют дошкольникам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.
     Систематические занятия с ребенком бумагопластикой – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению!

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.

 

      Пальчиковая гимнастика полезна для малышей разного возраста. С самого рождения родители могут выполнять элементарные упражнения, поглаживая и массируя пальчики своего малыша. Для шестимесячных детей существуют комплексы пальчиковой гимнастики, которые позволяют развить мелкую моторику. Также пальчиковая гимнастика применяется для школьников, чтобы дать отдых рукам, когда дети учатся писать.
      Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
      «Рука – это инструмент всех инструментов», - заключал еще Аристотель.
      «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал И. Кант.
      Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
      Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
      Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).
      Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх-потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока».
      Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Вот ряд игр с такими предметами:
  • - игры с пуговицами; 
  • - игры сыпучими материалами;
  • - игры с пробками от бутылок;
  • - игры с прищепками;
  • - игры-шнуровки;
  • - работа с пластилином.
 
      Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

 

   Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
   У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
   При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
✓ Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
✓ Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
✓ Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
✓ Формирование культурно-гигиенических навыков.
✓ Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
✓ Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
✓ Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной систем.
   Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.
   Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей.
К режимным моментам в детском саду относятся:
1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.
2. Подготовка к завтраку, завтрак.
3. Игры и детские виды деятельности.
4. Непосредственная образовательная деятельность.
5. Подготовка к прогулке, прогулка.
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед.
7. Подготовка к сну, дневной сон.
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.
9. Игры, самостоятельная деятельность детей.
10. Подготовка к ужину, ужин.
11. Игры, прогулка, уход детей домой.
 
 
   Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом.  Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.
   Игровые приемы широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста в первую половину дня. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
   Рассмотрим в качестве примера несколько игровых ситуаций.
  • Сегодня к нам пришел в гости Мишка: «Здравствуй, Мишка! Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: «Здравствуйте!» Мишка тоже будет учиться, говорить всем «здравствуйте». А мы поможем ему…»
  • Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили? Что ее украшает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек . А еще у нее чистые ручки и лицо.
  • Мишка-Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это? Давайте их рассмотрим. Мыло, полотенце, зубная щетка. Для чего нужны эти предметы ? Мишка-Топтыжка не знает. А вы, дети, знаете?
  • Зайчонка пригласила в гости кукла Катя, а он не знает, как вести себя в гостях. Поможем нашему Зайченку? Научите его?.. и т.д.
   Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.
   Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка. Сказка «Три медведя» на новый лад – о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. Например, заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и зарычал: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом.» Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться салфеткой ,что надо говорить после еды .
   Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде. Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывают загадки про них.
   Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проведите игры:
- поговорим по телефону;
- кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;
- волшебное слово и др.
 
Рассмотрим некоторые режимные моменты в группе детей 2-3 лет.
 1.  Умывание.
В 1-ймладшей группе реализуются следующие  задачи:
  • Сформировать у  детей культурно-гигиенические навыки.
  • Формировать представление об алгоритме правильного мытья рук.
  • Формирование культуры поведения.
  • Закрепить умение у детей применять имеющиеся знания и навыки.
 
 
   Для реализации этих задач используют такие методы и приемы, как показ, объяснение, дидактическая игра, контроль взрослого помощь ребенку, освоение последовательности действий, пример взрослых, положительная оценка, художественное слово.
   При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.
   Организация умывания. Проводится постепенно, небольшими группами. Сначала объясняют детям (напоминают) правила поведения: перед умыванием закатать рукава, хорошо намылить руки, смыть мыло над раковиной, не брызгать водой на пол, отжимать воду с рук над раковиной, поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе следят, чтобы у раковины были 2-3 ребенка, чтобы не толкали друг друга. При необходимости делают замечания. Дети должны пользоваться личным полотенцем, аккуратно вешать его на свое место.
   Уточняют названия умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница), другие свойства (вода теплая, холодная).
   Планируя культурно-гигиенические навыки в процессе умывания, воспитатель должен руководствоваться Программой своей группы, учитывать особенности развития детей, использовать разнообразные приемы руководства их деятельность.
 2.  Подготовка к прогулке, прогулка.
   Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.
 
 
   Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате.  В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.
 3. Организация прогулки.
   В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.
   Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
4.  Подготовка к сну, дневной сон.
   Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.
 
 
 
 
Подготовила: воспитатель Бороненко Н.В.


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей