Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

воспитатель Карпинская Валентина Борисовна

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Консультация для воспитателей

 
   На всех ступенях дошкольного детства игровому методу отводится большая роль. Следует отметить, что во время образовательной деятельности, а также в повседневной жизни дошкольника широко используются дидактические игры и упражнения.
   В структуре образовательной деятельности место дидактической игре определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием. Она может быть использована в качестве учебного задания, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений, а также может быть использована в конце непосредственно образовательной деятельности, как закрепляющий ранее изученный материал.
  Игры вне образовательной деятельности закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. Вот почему необходимо пополнять уголки математического и сенсорного развития дидактическими играми и пособиями, а также усложнять уже имеющиеся.
    Все дидактические игры делятся на:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
   Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры-путешествия во времени.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
   Итак, остановимся подробнее на каждой из групп дидактических игр по ФЭМП.
   1. Игры с цифрами и числами:
  Игры, обучающие детей счету в прямом и обратном порядке: «Какой цифры не стало?», «Назови соседей числа», «Путаница», «Исправь ошибку», «Считай, не ошибись» и т.д.
   2. Игры-путешествия во времени.
  Такие игры знакомят детей с названиями дней недели, месяцев, частей суток, направлены на их быстрое запоминание и последовательность: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Двенадцать месяцев» и др.
  3. Игры на ориентирование в пространстве направлены на определение предмета или себя в пространстве по отношению к другим предметам. Самое сложное для детей – определение «справа, слева». Но иногда дошкольники не понимают значений слов: перед, за кем-либо, на, под, позади. В этом помогают словесные игры, игры с предметами, такие как: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате», «Дорисуй узор», «Графический диктант». Это игры на ориентирование на листе или на плоскости.
 4. Игры с геометрическими предметами направлены на закрепление знаний о форме геометрических фигур:
  ✓словесные игры («Назови предмет, похожий на треугольник, квадрат, круг…», геометрические загадки, «Угадай по описанию» и др.);
   ✓настольно-печатные игры («Хитрые предметы», «Лото» и др.);
  ✓игры с предметами («Геометрическая мозаика», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра» и др.).
    5. Игры на логическое мышление включают в себя:
  ✓игры с предметами (блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, развивающие игры Воскобовича, игры Монтессори и т.д.). Сюда же относятся такие игры, как «Продолжи ряд», «Что лишнее?», «Чего не хватает?», «Собери бусы», «Какие цифры потерялись?» и т.д.
 ✓игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм), игры-головоломки, загадки-шутки, кроссворды, ребусы.
  Перечисленные группы дидактических игр развивают внимание, память, воображение, образное, пространственное и логическое мышление, самостоятельность, способствуют укреплению мелкой моторики и координации движения рук.
   Таким образом, дидактические игры являются хорошим средством воспитания у детей интереса к математике. Знания, полученные в игровой форме, усваиваются гораздо быстрее, легче, а затем эффективно используются ребенком в самостоятельной деятельности.

 

Игры с детьми на даче!

   Скоро лето, чудесное время года, которое дарит нам незабываемые минуты общения с природой. Именно за этими впечатлениями мы стремимся летом в лес, на речку, на дачу. Чтобы пребывание на природе стало не только интересным, но и познавательным, предлагаем веселые развивающие игры для детей и взрослых.
   Время, проведенное на природе, располагает к активному отдыху. Для детей от 3-х лет интересной будет игра «ГРУЗЧИКИ».
   Для нее потребуется «товар» - фрукты, камешки, шишки и т.д., собранные предварительно, и «упаковка» - коробка, ведерко и т.д. Нужно на скорость перенести «товар» в «упаковку». Играть может один ребенок, несколько детей и ведущий. Игра развивает координацию движений, ловкость и сообразительность.        
 
  Умению общаться с ровесниками поможет научиться игра «ХВОСТЫ».
 Пригласите присоединиться к игре 4-5 участников. Каждому за пояс вставьте «хвост» -  кусок шпагата, шарфик, или веревочка. Задача участников - собрать как можно больше «хвостов» соперников и сохранить свои. Обязательно предупредите детей, что нельзя драться, толкаться, можно трогать только «хвосты». Победитель тот, кто сохранил свой «хвост» и собрал больше всех других «хвостов».                     
  Вариант более спокойной игры - «ЧЕРЕПАШКА».
 Предложите ребенку сделать черепашку из мокрого песка. Затем пройдитесь по окрестностям в поисках камешков, ракушек, шишек и др. Из собранного материала сделайте черепашке панцирь. Эта игра развивает фантазию, мелкую моторику рук, интерес к природе.   
                                
 Развить ловкость, координацию движений, мелкую моторику рук и внимание ребенка помогут игры с мячом, например, «ТОЧНО В ЦЕЛЬ».
 Для нее формируют пары игроков. Один держит ведро, а другой, стоя в 4х метрах, пытается попасть в него мячом. Выигрывает та пара, которая совместными усилиями поймает больше мячей.               
 Интересно познакомиться с традиционной русской игрой:
 «БИРЮЛЬКИ»
 Спички высыпают горкой на стол, а за тем по очереди крючком или пальцам пытаются вытащить одну спичку так, чтобы не сдвинуть остальные. После неудачной попытки очередь переходит к следующему игроку. У победителя больше всех спичек. Во время этой игры можно объяснить ребенку правила обращения со спичками.         

 

Приятного вам отдыха!

 
Воспитатель высшей квалификационной категории
Карпинская Валентина Борисовна.

 

 

Мастер–класс «Рисуем нетрадиционно!»

для родителей старшей группы

 

Уважаемые родители! Данный мастер-класс познакомит вас с некоторыми нетрадиционными способами рисования. Творческий подход к решению любой задачи возникает у ребёнка только в том случае, если  он знаком  с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приёма при создании изображения, обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая не только яркие, бросающиеся в глаза детали, но и нюансы. Мало научить детей навыкам и приёмам работы различными художественными материалами, главное – пробудить в них чувства и желание творить, фантазировать, продумывать детали задуманного произведения.

 

1. Рисование свечой

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура

Материал: свеча, плотная бумага, акварель, кисти

Способ получения изображения: рисуем свечой на бумаге. Затем закрашиваем лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым. Очень интересная работа получается, если свечой прорисовать аквариумных рыбок, водоросли, камушки и т.д., а акварелью синего цвета сделать фон.

 

 

2.  Акварельные карандаши

Средства выразительности: пятно, цвет, линия

Материал: плотная бумага, акварельные карандаши, губка, вода в блюдечке

Способ получения изображения: смачиваем бумагу водой с помощью губки, затем рисуем на ней карандашами. При высыхании бумага снова смачивается, можно использовать влажную кисть. А еще маленький секрет: акварельные карандаши при смешивании двух цветов создают третий. Жёлтый и красный дадут горчичный цвет, жёлтый с зелёным — салатовый. А если к коричневому цвету добавить чёрный, то он станет темнее.

 

  

3. Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия

Материал: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель

Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

4. Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно

Материал: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки, так чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Удачные работы можно оформить в рамочку и дополнить интерьер в доме.

 

 

В данной статье вы познакомились лишь с 4 нетрадиционными приёмами изображения.  Заинтересовав своего ребенка этим увлекательным занятием, вы сможете развить его творческие способности, внимание, фантазию, мелкую моторику. Придумывайте, рисуйте, творите!

 

 

 

Математические игры по дороге домой

Консультация для родителей

 

Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Но что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, мы предлагаем вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка.

 

«Ниже - выше»

Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.

 

«Цвета»

Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.

 

«Посчитаем вместе»

Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.

 

«Геометрические фигуры»

Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее.

 

«Назови лишнее слово»

Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например:

  1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы).

  2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).

 

Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.

 

Уважаемые, родители, больше играйте с детьми, и вы увидите результат.

Успехов Вам!

 

 

 

 

Развитие внимания, памяти, логического мышления детей 6-7 лет

Консультация для родителей

 

Дорогие родители!

Хочется обратиться к вам – тем, кто уже прошел с ребенком самый интересный путь первые 5-6 лет его жизни. За этот период вы вместе со своим чадом открывали и познавали окружающий мир, вместе удивлялись, радовались, а иногда огорчались…

Уже через год, два ваш дошкольник пойдет в первый класс и у него начнется не менее интересный, но и в тоже время не менее трудный период – ведь к школе надо готовиться серьезно и основательно, чтобы в дальнейшем избежать некоторых проблем.

Несомненно, ваш ребенок довольно умный, развитый и самостоятельный, но школьная программа предъявляет к деткам определенные требования, и поэтому я хотела бы предложить вам некоторые упражнения и дидактические игры, которые помогут вашему сынишке или дочурке улучшить память, внимание, развить логическое мышление, которые необходимы ребенку в дальнейшем.

 

Упражнение «Бусы из пуговиц»

Для этого упражнения вам потребуется несколько пуговиц (по 4-6 пуговицы каждого вида). Предложите ребенку сделать бусы – наденьте пуговицы на нитку в определенной последовательности (например, красная – синяя – красная – синяя) и попросите ребенка продолжить, чтобы получился красивый ряд. Когда ребенок справится, можно усложнить, увеличив количество свойств (например, большая красная – большая красная – маленькая зеленая – большая красная). Можно рисовать пуговицами.

 

Упражнение «Продолжи ряд»

Для этого упражнения вам потребуется несколько геометрических фигур, вырезанных их цветного картона, или можно использовать счетный материал.

Выложите из геометрических фигур начало ряда: самый маленький треугольник, квадрат побольше, круг побольше, треугольник побольше. Предложите ребенку продолжить ряд с помощью оставшихся фигур. Если ребенок затрудняется с выполнением задания, помогите ему найти закономерность, т.е. фигуры располагаются в последовательности: круг-квадрат-треугольник по возрастанию. Далее поменяйте порядок фигур, постепенно усложняя задания. Для поддержания интереса, предложите ребенку, чтобы он для вас придумал самый сложный ряд. Играйте вместе, ведь ребенку тоже хочется побыть в роли учителя.

 

Упражнение «Найди лишнюю фигуру»

Возьмите геометрические фигуры разного цвета и размера, разложите на листе бумаги несколько фигур таким образом, чтобы одна из них по какому-то признаку оказалась лишней.

Например:

- три круга (желтый, красный, зеленый) и синий квадрат;

- красный круг, красный квадрат, красный треугольник и желтый круг;

- маленький круг, маленький треугольник, маленький квадрат и большой квадрат.

 

Упражнение «Сколько фигур»

Это упражнение развивает логическое мышление и внимание. Предложите ребенку посчитать, сколько в данной фигуре треугольников, квадратов.

 

Упражнение «Прояви смекалку»

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинку и определить, какая фигура должна быть в пустой клеточке. Если затрудняется, помогите ему, объяснив логику расположения фигур. Для этого надо сравнить фигуры по столбцам и рядам.

 

Упражнение «Занимательная геометрия»

Для этого упражнения понадобятся счетные палочки или спички.

 

 

Упражнение «Перепутанные линии

 

Упражнение «Найди отличия»

Для этого упражнения вам понадобятся несколько картинок с отличиями, например:

 

 

 

 

И в заключение:

Уделяйте своему чаду больше времени, играйте с ним, придумывайте, фантазируйте, творите.

Ребенок будет счастлив и благодарен.

Успехов вам и терпения!

 

 

Как провести Новогодние каникулы с пользой для ребенка

 Рекомендации для родителей

 

 

 

Все любящие родители хотят видеть в будущем своего ребенка успешным, разносторонне развитым, ответственным, способным отстаивать свои интересы и уважать чужое мнение, способным любить и заботится о своих близких, быть внимательным к своим родителям...

 

Как же родители могут повлиять на формирование характера и "набор" личностных и психических качеств своего ребенка?

Для этого нужно понять, каким образом формируются все эти качества.

 

Психологи утверждают - исключительно в процессе общения. Таким образом, характер, набор способностей, эмоциональное благополучие ребенка напрямую зависят от качества и продолжительности общения с родителями.


Новогодние каникулы - прекрасный повод пополнить недостаток семейного общения в повседневной жизни.

И главным девизом выходных должен стать: "Побольшеярких, положительных эмоций!" 

 

Дети получают огромное удовольствие (и пользу!) от совместной с родителями работы. Предложите ребенку вместе украсить квартиру к празднику. Продумайте, что можно поручить малышу в процессе приготовления праздничных блюд. При этом следует учитывать возрастные особенности дошкольника - он быстро устает (поручите несложное задание), движения рук не достаточно скоординированы (может разбить хрупкие предметы). 

 

Проводить досуг можно по-разному:

  • ● Сходить с ребенком на Новогоднее представление.
  • ● Принять участие в народных гуляньях.
  • ● Совершить совместные покупки подарков для близких.
  • ● Посетить выставки или музеи.
  • ● Сходить в кинотеатр.
  • ● Отдохнуть в аквапарке или бассейне.
  • ● Принять участие вмастер классах.
  • ● Сходить в гости к друзьям.
  • ● Позаниматься вместе спортом.


И, конечно, ПОИГРАТЬ!.. 

 

Не важно, что именно Вы запланировали на выходные, главное - захватите с собой хорошее настроение. Тогда вся семья получит огромное удовольствие от общения друг с другом и станет счастливее. 

 

Как мы знаем, личностные качества ребенка формируются в процессе общения, поэтому дети - способные творить, созидать, любить, прощать...

 

 

СЧАСТЬЯ ВАМ В НОВОМ ГОДУ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика детей 7-го года жизни

Консультация для родителей 

 

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей