Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

воспитатель Опалюк Татьяна Борисовна

Роль LEGO-конструирования

в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

 

   Современные дети живут в эпоху, когда технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современным технологиям.
  Благодаря разработкам компании LEGO появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами построения объектов. От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. Игра – важнейший вид деятельности детей. А LEGO-конструирование позволяет учиться, играя, и обучаться в игре.
   Что же это такое - LEGO? Ещё одно веянье моды или требование времени? Полезно ли детям играть в LEGO-конструкторы?
    «LEGO» способствует:
  1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета.
  2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
  3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму.
  4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
  5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, так как сначала с ребенком проговаривается, что он хочет построить из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.
    Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.
   Главной задачей LEGO-конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их. Эта деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Познание».
   Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому LEGO-конструирование интегрируется с речевым развитием: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают.
   Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.
    Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.
   Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы в уголках LEGO-конструирования был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали на своих местах.
   Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в LEGO-конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей,  когда  может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.
 Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что LEGO-конструирования легко интегрируется практически со всеми образовательными областями.
   Играя в LEGO-конструкторы дети:
  • развивают мелкую моторику рук, что играет не маловажную роль для развития речи и умственных способностей в будущем;
  • учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
  • получают первичные математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
  • расширяют свои представления об окружающем мире: архитектуре, транспорте, ландшафте;
  • развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление;
  • учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;
  • овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
  Работа с LEGO-конструктором позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

 

Для родительского клуба

 «Как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?» 

 Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. 

Он окружен множеством добрых, умных друзей. Друзья эти – книги. 

                                                                                                                     К.Г.  Паустовский

 

  Интерес к чтению в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека — это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя средства образной выразительности. 
  Наши дети – это наше продолжение! И родители, которые сквозь пальцы смотрят на то, что ребенок отказывается читать, рискуют через несколько лет «не узнать» свое чадо. Тогда будет уже поздно удивляться: «В кого же он такой?» 
  С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть. Как же заставить ребенка читать? Заставить читать с интересом невозможно, как невозможно заставить ребенка играть в скучную игру. Поэтому необходимо научить ребенка любви к чтению, а это практически полностью в руках мам и пап. 
  Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным удивительных открытий. Но современные дети всё чаще проводят время за компьютером или телевизором и всё реже читают. 
  Игра сопровождает ребенка примерно до 9-10 летнего возраста. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас вашего ребенка. 
  «Озвучивание» - это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое сопровождение. 
  «Игра в прятки» - еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая внимательность. Герой книги потерялся, шел по лесу и заблудился, попробуйте его найти. Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок этого героя на самой последней странице книги. Только и вы должны участвовать в этом процессе и комментировать ваши долгие и упорные поиски. 
  «Копирование картинки» - это очень интересная игра, которая заставляет вашего малыша внимательно всматриваться в картинку в книге. Вы не просто комментируете происходящее, а все время обращаетесь к тексту книги: «Посмотрим, что там написано дальше про Зайчонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по-твоему, смеется наш Зайчонок? Молодец! Очень здорово! А что с ним произошло потом?» И т. д. Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в книгу. Она должна стать ему другом, самым любимым и интересным.  
  «Иллюстрирование книги» - эта игра подойдет детям постарше, которые еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте эпизод из книги и попросите своего ребенка нарисовать его.  
  По мере взросления ребенка, можно усложнять его общение с книгой. 
  Игра в Карлсона или в Красную шапочку и Серого волка – это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Ваш ребенок может стать на какое-то время деревянным мальчиком Буратино и будет убирать за собой игрушки в полосатом колпачке. Ему придется научиться двигаться, как Буратино, как будто он деревянный. Вы можете играть в любимых героев и в трамвае, и на даче, и в магазине. Не забывайте все время «советоваться» с любимой книжкой. Она должна быть под рукой. Вы продолжаете читать ее вместе с ребенком. 
  «Сочинение сказки» — эта игра потребует определенных творческих способностей. Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. И пусть ваш ребенок активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. И все это время читайте ребенку умные и красивые книги. 
  На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге. 
  С помощью чтения книг ребёноr совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение. Усваивает и использует опыт предшественников, а также учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу  ребенка, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. 
  Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе ее анализа ценится как высокое профессиональное достижение.

 

«Развивающие и обучающие игры в летний период»

 

   Приближается лето и для того, чтобы ребенок не растерял накопленные знания, сегодня мы с вами поговорим об обучающих играх с детьми дома и в детском саду.

  Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых.

 «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» (Антон Семенович Макаренко).

   Игра для детей – дело серьезное. Обратите внимание на слова:

✓ Интерес; 

✓ Удовольствие;                     

✓ Развитие.

   Это ключевые понятия игровой деятельности. Ребенку интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.

   Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?

   Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей.

 Наш дети преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и радоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.

  Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и минуты, но если это игра «Море волнуется раз…», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно довольно долго.

   Возможности игры:

  • Развивают познавательные процессы – внимание, память, восприятие, мышление, воображение

  • Тренируют наблюдательность и ум

  • Развивают творческие способности детей

  • Формируют эмоционально – чувственную сферу личности дошкольника

  Приведем примеры игр, в которые можно играть, находясь с ребенком на отдыхе, в ожидании транспорта или в тихой домашней обстановке.

  1. Игра «Охота на звуки»

  Детям можно предложить такую игру: «Назови слова, у которых в середине звук…», «Назови слова, заканчивающиеся на звук …» и т. п. Можно «поохотится» на разные слова - «сладкие», «пушистые», и многие другие.  Эти игры направлены на развитие внимания, формирование умения делать звуковой анализ слова.

  2. Игра «Дорисуй»

  Можно на листочках или находясь на пляже на песке изобразить геометрические фигуры (1, 2 и более). Предлагается за 1 минуту превратить каждую фигуру в какой-либо предмет, дорисовав её. Поощряется оригинальность образа, большое количество деталей, отмечается количество изображённых предметов. Эта игра направлена на развитие воображения. «Превращать» можно не только геометрические фигуры.

  3. Игра «Что лишнее?»

  Можно предложить ребёнку определять лишнее слово на слух. Например: «Какое слово лишнее? Тюльпан, роза, одуванчик, берёза». Этот вариант значительно труднее, т. к. для дошкольников естественно опираться на наглядный материал. При объяснении того, что здесь лишнее, ребёнок должен выделять существенные признаки. Эта игра направлена на развитие мышления - умение анализировать и обобщать.

  4. Игра «Ну-ка, цифры, встаньте в ряд!»

  Родителям предлагается выстроить цифры от 1 до 10 и обратно. «Назови соседей», «Назови числа вверх или вниз от заданного числа», «Живая неделя» (необходимо назвать дни недели), «Назови времена года по порядку», «Назови месяцы весны, зимы, лета, осени» и т.д.

  5. «Вчера я съел тарелку супа»

  Игра начинается с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы получилась фраза. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое и т. д. В эту игру можно играть всей семьей. Она  развивает внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличивает словарный запас.

  6. Игры на развитие внимания и памяти – подбери антонимы, синонимы, кто где живет (гнезда, скворечники, дупло, берлога, пень и т.д.).

Играйте с детьми, ведь

  • Игра – это ведущая деятельность в детском возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка.
  • Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах, развиваются способности и формируется личность ребёнка, развивается наглядно – образное мышление, воображение, речь.
  • Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребёнок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания.
  • Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей

 

 

 

Подготовила Т.Б. Опалюк, воспитатель.

 

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

 

  Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) является значимой частью интеллектуального и личностного развития дошкольника. В это понятие входит распознавание и сравнение величины предметов; овладение счетом; знакомство с геометрическими фигурами; развитие пространственных и временных представлений; измерение и сравнение длин и объемов, деление предметов на равные части и т.д.
  В соответствии с ФГОС современные требования к ФЭМП ориентированы на развитие умственных способностей ребенка. Это формирование у дошкольников умений воспринимать и запоминать, рассуждать и анализировать, обобщать и делать выводы.
 В современных условиях ребенок не может осуществлять познавательную деятельность, не сомневаясь в её результатах. Он не запомнит надолго ту информацию, которая преподносится ему «на блюдечке». Детям гораздо важнее подумать, пощупать, поразмышлять и прийти к собственному выводу. Ведь истина рождается опытным путем. Поэтому большая роль в развитии познавательной активности отводится исследовательской деятельности.
 Дети проводят элементарные исследования с огромным удовольствием. И задачей педагога является поддержание их познавательного интереса и стремления к самостоятельным наблюдениям и выводам. В процессе исследования дошкольник получает возможность найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?».
  Для достижения желаемого результата используются различные методы: задания развивающего, проблемно-поискового характера; элементарная опытная деятельность; весёлые математические задачки; занятия - сомнения (поиска истины); занятия типа «Следствие ведут знатоки» и т.д.
  А теперь перейдем к практической части проблемно-поискового характера. Для получения новых знаний и закрепления пройденного материала в исследовательской работе с детьми используются элементарные опыты и эксперименты.
1. Проведем эксперимент на определение формы, величины и измерение массы. Предлагаем детям шары одинакового цвета, формы и величины, но изготовленные из разного материала. Они определяют, что на вид они одинаковые; на ощупь разные. Задаем вопрос: «А как вы думаете, одинаковой они массы или нет?». Ответы у детей будут разные (и «да», и «нет»). Проводим эксперимент - взвешивание шаров – и получаем ответ, что вес у них разный. Ищем ответ на вопрос «Почему разный?». Рассуждаем и делаем вывод: «Разный, т.к. шары изготовлены из разного материала». Таким образом, ребенок самостоятельно приходит к правильному выводу. И именно это решение останется у него в голове на долгие годы, а не сказанное педагогом правильное решение.
2. Проведем экспериментирование с водой при изучении формы и объема (можно провести тот же эксперимент с сыпучими веществами). Понятие «форма» мы закрепляем опытным путем, переливая воду в сосуды разных форм (стакан, тарелка, мензурка и т.д.). Дети видят, что вода принимает форму того сосуда, в котором она находится. Говоря об объеме, мы берем одно и то же количество воды и также переливаем в сосуды разных форм (высокий и узкий, низкий и широкий). Дети считают, что объем меняется, но опытным путем приходят к мнению, что объем сохраняется, хоть и форма разная.
3. Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части. Она также решается с помощью исследования.
  Например, предложить детям установить экспериментальным путем, как можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. Сколько получилось частей? Что больше и что меньше: половина геометрической фигуры или целая? 2 половины или целая геометрическая фигура? и т.д.
 Выполняя деление геометрических фигур на 2, 4, 8 частей и при составлении целых фигур из частей, дети в ходе экспериментирования отвечают на вопросы: «Как надо сложить и разрезать квадрат, чтобы получились 2 равных прямоугольника? Чтобы получились 2 равных треугольника? Какие фигуры и на сколько частей разделили? Что получилось в результате деления? Какой формы части, сколько их?». Такие упражнения дети воспринимают как игру и с удовольствием ищут ответы на поставленные вопросы.
4. Для закрепления понятия «Величина» в подготовительной группе особое внимание уделяется обучению детей измерению и сравнению, т.к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения.
  Например, мы измеряем опытным путем длину стола пядями (предварительно мы знакомимся с различными измерительными мерками). Выясняем, что измерение не точное, т.к. размер пяди зависит от размера ладони. По данному эксперименту сделали вывод, что чем больше мерка, тем меньше ее количество, и чем меньше мерка, чем больше ее количество. Знакомимся с общепринятыми системами измерения (в частности, линейкой) и проводим измерения более точные. Все эти действия позволяют детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры.
Закрепив умение измерять различные предметы, мы стали использовать их для решения различных задач.
5. Прежде чем приступить к решению задач, мы исследуем её состав. Выясняем «Из каких составных частей состоит задача (условие и вопрос)? Почему задачи не будет, если нет вопроса? Если нет условия?». В процессе этой исследовательской деятельности дети усваивают необходимый материал.
 Практическое использование экспериментирования в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений является тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание», пробуждает интерес, познавательную активность и любопытство ребенка к изучению программного материала, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое. Главное - это создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность ему самому ответить на свои вопросы. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
 
Материал подготовила
Опалюк Т.Б., воспитатель гр. № 12

 

Чем заняться с детьми во время зимних каникул?

 

Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок впитывает в себя как «губка» всё то, что происходит вокруг. Абсолютно все, что происходит с ребенком до 7 лет, оставляет свой след на всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период детям особенно необходимо внимание родителей. Упущенное время уже не восполнится никогда.

 

 

Современные родители зачастую оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Они мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка.

У  каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Для того чтобы его чему-то научить, нужно сделать это вместе с ним, и сделать несколько раз. Сначала он просто посмотрит, потом внесет свой минимальный вклад, а затем уже сможет сделать самостоятельно. И в этом основная роль принадлежит родителям.

 

Итак, чем же заняться с ребенком?

 

  1. Чтение книг

  2. Например, укладывая ребенка спать в течение дня (вечера), по выходным. Главное, останьтесь с ним наедине. Находясь в таком единении с родителями, у ребенка часто возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.

  3. Посещение театров, кинотеатров, спортивных площадок, катков

  4. Это интересное и увлекательное занятие. Родители становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений.

  5. Совместные развивающие детско-родительские игры

  6. Это любые виды настольных игр типа: лото, домино; настольно-печатные игры (с фишками и кубиком); словесно-логические и т.д. Этот вид деятельности усиливает тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – самая приятная для ребенка деятельность, посредством которой он и развивается, и воспитывается. Как сказал Антон Семёнович Макаренко, «каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

  7. Совместное детско-родительское творчество

  8. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. А самое главное, что совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, когда они работают, снимает давление родительского авторитета, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ). Язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.

  9. Совместные музыкальные вечера

  10. Музыка является эффективным средством развития познавательных процессов: восприятие, мышление, память, речь, воображение.

 

 

Уделяйте больше внимания своим детям и вам это вернетсясторицей!

 

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей