Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

воспитатель Основина Оксана Михайловна

 

Что такое мелкая моторика и для чего ее развивать

Мелкая моторика рук — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами.

Физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи и интеллекта ребенка зависит от развития мелкой моторики его рук.

 

Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

Развитие мелкой моторики оказывает влияние на общее развитие ребенка, его мыслительную деятельность, зрительную и двигательную память, внимание, координацию, воображение, речь. Это важно еще и потому, что в нашей повседневной жизни нам постоянно необходимы точные скоординированные движения пальцев и кистей рук, чтобы есть, одеваться, писать, заниматься рукоделием, играть на музыкальных инструментах,  и т.д. Поэтому от степени развития мелкой моторики зависит очень многое.

И, конечно же, при подготовке ребенка к школе, для того, чтобы он успешно овладел навыками письма, просто необходимо, чтобы мелкая моторика его рук была для этого достаточно развита! Когда ребенок идет в 1 класс с недостаточно развитой мелкой моторикой рук, это чаще всего говорит о некотором отставании и в его общем развитии. Ребенку с большим трудом будут даваться графические задания, ему будет трудно долго держать карандаш или ручку, движения его руки во время письма будут неловкими. И конечно, это скажется не только на почерке, но и на успехах в учебе и на освоении различных трудовых навыков.

 

С какого возраста начинать готовить руку ребенка к письму

Готовить руку ребенка к письму, а значит, тренировать мелкую моторику рук ребенка можно начинать с раннего возраста. В самом раннем возрасте мелкая моторика развивается естественным образом: малыш вначале учится брать предметы рукой, затем – перекладывать их из одной руки в другую, и т.д. С 3-4 месяцев можно начинать делать массаж кистей рук малыша, сгибать и разгибать его пальчики, воздействовать на ручки и пальчики ребенка сенсорно: гладить их, проводить по ним меховой или вязаной игрушкой и т.д. Очень важно, чтобы эти занятия проходили с положительным эмоциональным фоном,  доставляли ребенку радость, были для него игрой. Для этого наши мудрые предки делали с малышами пальчиковую гимнастику в сопровождении потешек, т.е. играли в пальчиковые игры, такие как: «Пальчик-мальчик, где ты был», «Сорока-ворона» и т.д. Пальчиковая гимнастика «пальчиковые игры» – это инсценировка при помощи пальчиков небольших историй и сказок в стихотворной форме. Пальчиковые игры – это важная часть работы по развитию мелкой моторики с детьми разного возраста: от малышей до учащихся первых классов. Для большей эффективности в пальчиковых играх должны использоваться отдельные движения каждого из пальчиков, а движения на сжатие, растяжение, расслабление кисти руки – чередоваться. Длительность пальчиковой гимнастики увеличивается с возрастом: для малышей до 3-4 лет рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, для детей постарше – 10-15 минут в день.

 

Пальчиковые игры

 

С 8 месяцев рекомендуется тренировать ручки ребенка более активно: под присмотром взрослых давать ему перебирать и играть различные предметы, вначале крупные, а со временем и более мелкие: детали конструкторов, мозаики или паззлов, а также камешки, ракушки, небольшие палочки, пуговицы, канцелярские скрепки, счетные палочки, крупу и т.д. По мере взросления ребенка доступных ему занятий и игр по развитию мелкой моторики становится гораздо больше, а сами они – разнообразнее.

 

Какие занятия помогают подготовить руку к письму

 

Детское творчество 

Занятия с детьми творчеством: рисование, аппликация, вырезание, лепка и т.д., очень способствуют тренировке мышц кистей рук и пальчиков, развитию ловкости и умелости рук, координации движений обеих рук и т.д., а также активно воздействуют на зоны мозга, ответственные за общее развитие ребенка.

 

Также полезны для маленьких детских ручек такие занятия, как:

 

  • ● Pисование. Рисовать можно где угодно и чем угодно, особенно дети любят нетрадиционные материалы и техники рисования, например, малышам можно предложить рисование пальчиками на подносе с песком, манкой или другой крупой (для этого на поднос тонким слоем насыпается, например, манка, а ребенок проводит по ней пальчиком),

  • ● Игры с мячом, кубиками, пирамидками, сортерами, мозаикой, конструкторами, паззлами и т.д.,

  • ● Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков,

  • ● Hанизывание бусин и пуговиц,

  • ● Шнуровка,

  • ● Переплетение ленточек или веревочек, плетение из них косичек, завязывание и развязывание узлов и бантов,

  • ● Oтвинчивание и завинчивание крышек пластиковых бутылок, банок, пузырьков,

  • ● Прикрепление и открепление прищепок,

  • ● Поиск мелких предметов (игрушек от киндера и т.д.) в миске или мешочке с крупой,

  • ● Tеатр теней из рук и пальцев

 

  

Массаж и самомассаж рук

 

Очень полезен массаж или самомассаж рук. Его нужно проводить каждый день по 2-3 раза. Это можно делать следующим образом.

 

Простейший массаж: движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. Движения: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков, и всех вместе, и поочереди.

 

Начинается массаж (самомассаж) с растирания пальчиков от подушечек к ладоням вначале на одной руке, а затем на второй. Затем большим пальцем одной руки растирается ладонь второй руки от центра к краям.

 

Затем выполняются различные движения, после каждого из которых делают расслабляющие поглаживания или встряхивания рук:

 

  • ● разогрев рук  — энергично потереть ладони друг о друга, чтобы рукам стало горячо,

  • ● движения как во время мытья рук,

  • ● сжать все пальчики в кулак и резко разжать,

  • ● потереть большой пальчик о другие пальчики по очереди: об указательный, о средний,  о безымянный, о мизинчик. Упражнение выполняется одновременно обеими руками,

  • ● сжать одну руку в кулачок, затем вставлять в него по очереди пальчики другой руки и несколько раз прокручивать.

  • ● делать «пилящие» движения ребром одной ладони по другой,

  • ● костяшками сжатых в кулачок пальчиков одной руки проводить вверх и вниз по ладони и пальчикам другой руки.

 

Завершить самомассаж расслаблением кистей рук, для этого нужно потрясти ими.

 

Чтобы массаж не был скучным, его можно сопровождать стихами.

 

Cамомассаж можно проводить с помощью различных мелких предметов, например, катать ребристый карандаш, бусину, горох, шишку или орех между ладонями или одной рукой по столу.

 

Графические задания

 

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) развитие мелкой моторики и координации движений рук  становится одним из главных этапов подготовки к школе и, в частности, к письму.

 

В этом возрасте важно уделять внимание таким занятиям:

  • ● раскрашивание бумаги или замкнутых контуров в разных направлениях для разных рисунков (на каждом рисунке штрихи должны быть только в одном направлении),
  • ● штриховка в разных направлениях с разной силой нажима и длиной штрихов,
  • ● обведение рисунка по контуру,

  • ● создание изображения с помощью шаблонов или обводка различных предметов (стакана, баночки, своей ладошки и т.д.),

  • ● рисование по точкам;

  • ● рисование по клеточкам по образцу и на слух,

  • ● дорисовка изображений по клеточкам и без них,

  • ● различные графические диктанты 

  • ● написание элементов прописных букв.

 

 

 

Знакомство с гигиеническими правилами письма

 

Учить ребенка правильно сидеть при письме или рисовании и правильно держать ручку надо начинать заранее, до того, как он пойдет в школу. Потому что переучивать его, особенно в очень сложный для него период, когда ему придется много заниматься новой и сложной для него деятельностью – письмом, будет очень трудно.

 

Гигиенические правила письма это следующие умения и навыки:

 

  1. Правильно сидеть при письме.

  2. Правильно держать ручку.

  3. Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при письме.

 

Соблюдение этих правил позволяет сформировать правильную технику письма, сделать его более удобным, легким, красивым и быстрым.

 

Причем как именно это делать правильно, ребенку должен показать взрослый. Он же должен следить за их выполнением, т.к. сам ребенок, сконцентрировавшись на выполнении задания, о них забывает уже через несколько минут.

 

  

Как организовать пальчиковые игры дома? 

Cоветы для родителей по проведению пальчиковых игр

 

Пальчиковые игры - это не только уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи, но и один из вариантов радостного общения ребёнка с близкими людьми.

  
 Пальчиковые игры – это самое простое, что можно провести с ребёнком дома. Они не требуют специального оборудования и педагогического образования.

  
● Любое стихотворение или песенка, которые вы знаете наизусть, подойдут для занятий пальчиковой гимнастикой.

 
● При чтении стихотворения используйте жесты и движения пальчиков и ручек. Если ребёнок не может самостоятельно отобразить необходимое движение, то используйте приём " мягкого физического манипулирования"- держа ручки ребёнка, делайте его руками необходимые движения.


Kот на печи сухари толчёт,
(стучим кулаком о кулак)


Kошка на окошке полотенце шьёт.
(имитация шитья иголкой)

Mаленькие котята на печке сидят,
(поднять руки на уровне груди, качаем головой вправо-влево)

Hа печке сидят да на котика глядят.
(делаем руками очки)

Bсе на котика глядят и сухарики едят.
(щёлкаем зубами)

  
● Пальчиковые игры можно проводить с предметами или игрушками. Например: катать массажный мячик по столу, палочку или карандаш тереть между ладоней. Главное использовать как можно больше аккупунктурных точек.
Mаленький колючий ёж
До чего же ты хорош. ( катаем мяч по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Xоть они и очень колки. (катаем мячик по столу левой рукой)

 
● Чтобы разнообразить игры , можно самостоятельно сделать героев сказки или стишка ( сшить, связать, использовать подручный материал).

 

● Чтобы заинтересовать ребёнка, используйте разный тембр голоса : высокий- низкий, тихий- громкий. Чётко и медленно выговаривайте слова стихотворения или песенки. При этом ребёнок должен видеть ваше лицо. Дети как бы "считывают речь" с лица взрослого.


Продолжительность занятий 5-7 минут каждый день.  

 

 

Oдобряйте любое движение вашего ребёнка.

 

 

Подготовила воспитатель Основина О.М.

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей