Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

воспитатель Опалюк Татьяна Борисовна

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

 

  Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) является значимой частью интеллектуального и личностного развития дошкольника. В это понятие входит распознавание и сравнение величины предметов; овладение счетом; знакомство с геометрическими фигурами; развитие пространственных и временных представлений; измерение и сравнение длин и объемов, деление предметов на равные части и т.д.
  В соответствии с ФГОС современные требования к ФЭМП ориентированы на развитие умственных способностей ребенка. Это формирование у дошкольников умений воспринимать и запоминать, рассуждать и анализировать, обобщать и делать выводы.
 В современных условиях ребенок не может осуществлять познавательную деятельность, не сомневаясь в её результатах. Он не запомнит надолго ту информацию, которая преподносится ему «на блюдечке». Детям гораздо важнее подумать, пощупать, поразмышлять и прийти к собственному выводу. Ведь истина рождается опытным путем. Поэтому большая роль в развитии познавательной активности отводится исследовательской деятельности.
 Дети проводят элементарные исследования с огромным удовольствием. И задачей педагога является поддержание их познавательного интереса и стремления к самостоятельным наблюдениям и выводам. В процессе исследования дошкольник получает возможность найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?».
  Для достижения желаемого результата используются различные методы: задания развивающего, проблемно-поискового характера; элементарная опытная деятельность; весёлые математические задачки; занятия - сомнения (поиска истины); занятия типа «Следствие ведут знатоки» и т.д.
  А теперь перейдем к практической части проблемно-поискового характера. Для получения новых знаний и закрепления пройденного материала в исследовательской работе с детьми используются элементарные опыты и эксперименты.
1. Проведем эксперимент на определение формы, величины и измерение массы. Предлагаем детям шары одинакового цвета, формы и величины, но изготовленные из разного материала. Они определяют, что на вид они одинаковые; на ощупь разные. Задаем вопрос: «А как вы думаете, одинаковой они массы или нет?». Ответы у детей будут разные (и «да», и «нет»). Проводим эксперимент - взвешивание шаров – и получаем ответ, что вес у них разный. Ищем ответ на вопрос «Почему разный?». Рассуждаем и делаем вывод: «Разный, т.к. шары изготовлены из разного материала». Таким образом, ребенок самостоятельно приходит к правильному выводу. И именно это решение останется у него в голове на долгие годы, а не сказанное педагогом правильное решение.
2. Проведем экспериментирование с водой при изучении формы и объема (можно провести тот же эксперимент с сыпучими веществами). Понятие «форма» мы закрепляем опытным путем, переливая воду в сосуды разных форм (стакан, тарелка, мензурка и т.д.). Дети видят, что вода принимает форму того сосуда, в котором она находится. Говоря об объеме, мы берем одно и то же количество воды и также переливаем в сосуды разных форм (высокий и узкий, низкий и широкий). Дети считают, что объем меняется, но опытным путем приходят к мнению, что объем сохраняется, хоть и форма разная.
3. Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части. Она также решается с помощью исследования.
  Например, предложить детям установить экспериментальным путем, как можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. Сколько получилось частей? Что больше и что меньше: половина геометрической фигуры или целая? 2 половины или целая геометрическая фигура? и т.д.
 Выполняя деление геометрических фигур на 2, 4, 8 частей и при составлении целых фигур из частей, дети в ходе экспериментирования отвечают на вопросы: «Как надо сложить и разрезать квадрат, чтобы получились 2 равных прямоугольника? Чтобы получились 2 равных треугольника? Какие фигуры и на сколько частей разделили? Что получилось в результате деления? Какой формы части, сколько их?». Такие упражнения дети воспринимают как игру и с удовольствием ищут ответы на поставленные вопросы.
4. Для закрепления понятия «Величина» в подготовительной группе особое внимание уделяется обучению детей измерению и сравнению, т.к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения.
  Например, мы измеряем опытным путем длину стола пядями (предварительно мы знакомимся с различными измерительными мерками). Выясняем, что измерение не точное, т.к. размер пяди зависит от размера ладони. По данному эксперименту сделали вывод, что чем больше мерка, тем меньше ее количество, и чем меньше мерка, чем больше ее количество. Знакомимся с общепринятыми системами измерения (в частности, линейкой) и проводим измерения более точные. Все эти действия позволяют детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры.
Закрепив умение измерять различные предметы, мы стали использовать их для решения различных задач.
5. Прежде чем приступить к решению задач, мы исследуем её состав. Выясняем «Из каких составных частей состоит задача (условие и вопрос)? Почему задачи не будет, если нет вопроса? Если нет условия?». В процессе этой исследовательской деятельности дети усваивают необходимый материал.
 Практическое использование экспериментирования в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений является тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание», пробуждает интерес, познавательную активность и любопытство ребенка к изучению программного материала, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое. Главное - это создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность ему самому ответить на свои вопросы. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
 
Материал подготовила
Опалюк Т.Б., воспитатель гр. № 12

 

Чем заняться с детьми во время зимних каникул?

 

Дошкольный возраст – это период, когда ребёнок впитывает в себя как «губка» всё то, что происходит вокруг. Абсолютно все, что происходит с ребенком до 7 лет, оставляет свой след на всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период детям особенно необходимо внимание родителей. Упущенное время уже не восполнится никогда.

 

 

Современные родители зачастую оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Они мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка.

У  каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Для того чтобы его чему-то научить, нужно сделать это вместе с ним, и сделать несколько раз. Сначала он просто посмотрит, потом внесет свой минимальный вклад, а затем уже сможет сделать самостоятельно. И в этом основная роль принадлежит родителям.

 

Итак, чем же заняться с ребенком?

 

  1. Чтение книг

  2. Например, укладывая ребенка спать в течение дня (вечера), по выходным. Главное, останьтесь с ним наедине. Находясь в таком единении с родителями, у ребенка часто возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.

  3. Посещение театров, кинотеатров, спортивных площадок, катков

  4. Это интересное и увлекательное занятие. Родители становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений.

  5. Совместные развивающие детско-родительские игры

  6. Это любые виды настольных игр типа: лото, домино; настольно-печатные игры (с фишками и кубиком); словесно-логические и т.д. Этот вид деятельности усиливает тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – самая приятная для ребенка деятельность, посредством которой он и развивается, и воспитывается. Как сказал Антон Семёнович Макаренко, «каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

  7. Совместное детско-родительское творчество

  8. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. А самое главное, что совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, когда они работают, снимает давление родительского авторитета, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ). Язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.

  9. Совместные музыкальные вечера

  10. Музыка является эффективным средством развития познавательных процессов: восприятие, мышление, память, речь, воображение.

 

 

Уделяйте больше внимания своим детям и вам это вернетсясторицей!

 

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей