Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

воспитатель Бакулина Елена Николаевна

 Особенности развития детей 5-6 лет

    Развитие личности ребенка.
 Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет является появление произвольности, то есть способности самостоятельно регулировать свое поведение. Дети могут самостоятельно убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. д. Приходит сознание общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.                       
   В том возрасте ребенок достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает, а какими хочет обладать. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. Учиться побуждает ребенка не только дисциплина, сколько желание видеть себя «умеющим» «умным».            
   К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии мотивации, а для того необходимо применять игровую структуру в обучении.                 
   Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными.Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей.                                                           
   К 5-6 годам ребенок приобретает понимание системы первичной половой идентичности. Мальчики опираются на такие качества девочек как нежность, красота, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.                                                                      
  Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.
   Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками («С ним интересно играть», «Он не дерется», «Она хорошая») Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально переживают рассказам друзей. В игре со сверстниками важное значение принимает совместное обсуждение правил игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создавать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли. При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка.
   Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.                                          
 
    Развитие психических процессов в 5—6 лет
    Внимание                                                                                                    
 Устойчивость внимания растет, развивается способность к переключению. Ребенок способен выполнять сложные инструкции, переходя от одного вида деятельности к другому. У ребенка возникает произвольное внимание.                                                               
    Память                                                                                                              
   К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. Ребенок способен самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов.                                                     
    Мышление                                                                                                      
    В этот период ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность рассуждать, анализировать и делать выводы. Понятие времени еще не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях недели.                               
    Воображение                                                                                                             
   Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое воображение позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.                     
    Речь                                                                                                             
   Речь продолжает активно развиваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи (дети используют все части речи). Речь становится связной.Дети способны пересказывать по картине, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.
    Восприятие                                                                                                     
   Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектовребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или по убыванию до 10 различных предметов.

 

Интеллектуальное развитие дошкольников через математические игры

Цель: Повышение уровня компетентности родителей.                                                  

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: автоматизированность, скоординированность, обратимость. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.                                                                                                                                    

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой  сохранились бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к математическим играм.                                                                

Приступая с ребенком к математической игре родители должны понимать, что ведущими условиями интеллектуального развития дошкольника в процессе формирования первичных математических представлений являются:

- наличие четко обоснованных целей;

- учет особенностей ребенка;

- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей.

 

К концу средней группы дети должны уметь:               

- счет в пределах 10;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- уметь отгадывать математические загадки;

- устанавливать равенство и неравенство предметов;

- знать геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, прямоугольник;

- сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- различать и называть времена года;

- различать и называть части суток;

- уметь различать понятия: вчера. сегодня, завтра;

- ориентироваться на листе бумаги;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно.                                                       

 

Вот несколько игр, которые я использую в своей работе и рекомендую эти игры родителям:  

 

Игры Никитиных «Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по- разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них одно, двух, трех и даже четырех –цветные узор в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин.                                                                                                                              

 

 

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

 

Игра «Посчитай семечки»

Цель: закрепить счет в пределах 10; учить соотносить количество семечек на каждом яблочке с числом не прищепке.

 

 

Игра «Передай зайчику морковку»

Цель: развивать у детей зрительно- пространственную ориентацию на листе бумаги, наблюдательность, внимание.

 

 

Игра-головоломка «Танграм»

Цель: развитие у детей сенсорных способностей, пространственных представлений, образного и логического мышления.

 

Игра «Продолжи ряд»

 Цель: развитие логического и творческого мышления, пространственных представлений, памяти, внимания, мелкой моторики

Повторение геометрических фигур, цветов.

 

 

Игра-конструктор «Колумбово яйцо»

Цель: Овладеть практическими и умственными действиями. Направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления.

 

 

 

Игра «Волшебный квадрат»

Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, видеть клетку, правильно определять направление.

 

 

Игра «Математический планшет»

Цель: тренировка логического, пространственного, образного и творческого мышления. Развитие познавательных способностей ребенка, совершенствование мелкой моторики рук. В книжке- инструкции приводится много интересных заданий.Вместе с ребенком можно изобрести свои собственные развивающие игры, а также новые решения предложенных задач.

 

 

 

Подводя итог, можно сказать, что все эти игры вызывают интерес к процессу познания, активизируют психические процессы, облегчают процесс освоения знаний. Некоторые из игр можно сделать самостоятельно с ребенком. Желаю вам удачи и терпения!

 

Воспитатель Бакулина Елена Николаевна

 

 

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей