Особенности развития детей 5-6 лет
Развитие личности ребенка.
Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет является появление произвольности, то есть способности самостоятельно регулировать свое поведение. Дети могут самостоятельно убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. д. Приходит сознание общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В том возрасте ребенок достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает, а какими хочет обладать. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. Учиться побуждает ребенка не только дисциплина, сколько желание видеть себя «умеющим» «умным».
К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии мотивации, а для того необходимо применять игровую структуру в обучении.
Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными.Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей.
К 5-6 годам ребенок приобретает понимание системы первичной половой идентичности. Мальчики опираются на такие качества девочек как нежность, красота, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. Дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.
Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками («С ним интересно играть», «Он не дерется», «Она хорошая») Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально переживают рассказам друзей. В игре со сверстниками важное значение принимает совместное обсуждение правил игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создавать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли. При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка.
Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Развитие психических процессов в 5—6 лет
Внимание
Устойчивость внимания растет, развивается способность к переключению. Ребенок способен выполнять сложные инструкции, переходя от одного вида деятельности к другому. У ребенка возникает произвольное внимание.
Память
К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. Ребенок способен самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов.
Мышление
В этот период ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность рассуждать, анализировать и делать выводы. Понятие времени еще не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях недели.
Воображение
Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое воображение позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.
Речь
Речь продолжает активно развиваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи (дети используют все части речи). Речь становится связной.Дети способны пересказывать по картине, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.
Восприятие
Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектовребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или по убыванию до 10 различных предметов.
Интеллектуальное развитие дошкольников через математические игры
Цель: Повышение уровня компетентности родителей.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: автоматизированность, скоординированность, обратимость. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранились бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к математическим играм.
Приступая с ребенком к математической игре родители должны понимать, что ведущими условиями интеллектуального развития дошкольника в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей;
- учет особенностей ребенка;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей.
К концу средней группы дети должны уметь:
- счет в пределах 10;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- уметь отгадывать математические загадки;
- устанавливать равенство и неравенство предметов;
- знать геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, прямоугольник;
- сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- различать и называть времена года;
- различать и называть части суток;
- уметь различать понятия: вчера. сегодня, завтра;
- ориентироваться на листе бумаги;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Вот несколько игр, которые я использую в своей работе и рекомендую эти игры родителям:
Игры Никитиных «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по- разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них одно, двух, трех и даже четырех –цветные узор в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Игра «Посчитай семечки»
Цель: закрепить счет в пределах 10; учить соотносить количество семечек на каждом яблочке с числом не прищепке.
Игра «Передай зайчику морковку»
Цель: развивать у детей зрительно- пространственную ориентацию на листе бумаги, наблюдательность, внимание.
Игра-головоломка «Танграм»
Цель: развитие у детей сенсорных способностей, пространственных представлений, образного и логического мышления.
Игра «Продолжи ряд»
Цель: развитие логического и творческого мышления, пространственных представлений, памяти, внимания, мелкой моторики
Повторение геометрических фигур, цветов.
Игра-конструктор «Колумбово яйцо»
Цель: Овладеть практическими и умственными действиями. Направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления.
Игра «Волшебный квадрат»
Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, видеть клетку, правильно определять направление.
Игра «Математический планшет»
Цель: тренировка логического, пространственного, образного и творческого мышления. Развитие познавательных способностей ребенка, совершенствование мелкой моторики рук. В книжке- инструкции приводится много интересных заданий.Вместе с ребенком можно изобрести свои собственные развивающие игры, а также новые решения предложенных задач.
Подводя итог, можно сказать, что все эти игры вызывают интерес к процессу познания, активизируют психические процессы, облегчают процесс освоения знаний. Некоторые из игр можно сделать самостоятельно с ребенком. Желаю вам удачи и терпения!
Воспитатель Бакулина Елена Николаевна