Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Воспитатель Терещук Марина Михайловна

 

Домашняя лаборатория: опыты и эксперименты с детьми дома.

   Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Можно организовать несложные опыты и эксперименты и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
   Цель: приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях.
   Задачи: заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие о экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.
         Техника безопасности при проведении экспериментов
   Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил. Техника безопасности — на первом месте
   1. Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив плёнкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
   2. В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними. Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.
   3. По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребёнку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.
   Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
   Ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
   Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
   Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
 Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
   Экспериментирование – это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
   Для этого необходимо соблюдать некоторые правила: 
  • Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт) 
  • Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 
  • Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) 
  • Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата) 
  • Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
     Помните!  При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
 
   Эти интересные исследования в домашних условиях можно провести с детьми, начиная с трехлетнего возраста!
  1. 1.           «Поможем маме перебрать крупу»
  Цель опыта: знакомство детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита.
   Задачи опыта:
1.    Развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования.
2.    Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
3.    Воспитывать аккуратность, желание помогать своим близким.
   Для опыта понадобится: крупа (рис, манка), дуршлаг (из кукольной посуды и обычный), большое сито, маленькое сито - для ребёнка, пластмассовые ложки, пластиковые тарелки и контейнеры для круп. Спросите у ребёнка какое блюдо считается самым полезным, питательным и сытным?
   Конечно же, это каша.  А из чего варят кашу?
   Её варят из крупы. Какая бывает крупа? (Ячневая, манная, гречневая, рисовая, пшённая, геркулесовая)
   Вот для того, чтобы каша получилась вкусной и аппетитной на вид, крупу положено перебрать.
   Предложите ребёнку перебрать не одну крупу, а отделить одну крупу от другой. (Манку от риса)
   Сначала рассмотрите каждую из этих круп в отдельности и сравните их:
  • Манка – мелкая, желтоватая, сыпучая.
  • Рис – крупнее манки, белый, сыпучий, по форме овальный.
  Затем смешайте эти крупы. Предложите ребёнку подумать, как же можно отделить одну крупу от другой?
  Для проведения этого опыта у вас есть предметы помощники: большое и маленькое сито, дуршлаг обычный и из кукольной посуды. Уточните у ребёнка какие из этих предметов смогут вам помочь? Насыпая, крупы в дуршлаг (из кукольной посуды и обычный) ребёнок наблюдает, что обе крупы проходят через отверстия этой посуды. Делает вывод, что эти предметы не подходят для отделения одной крупы от другой.
   Затем предложите ребёнку взять сито. Взрослый насыпает ложкой крупу в сито, а ребёнок наблюдает, что манка проходит через отверстия сита, а рис остаётся в нём. Попросите ребёнка сделать вывод, какой предмет поможет перебрать крупы. (Сито)
После выполнения опыта ребёнком, сделайте заключение и вывод.
  •  Уточните, какие крупы вы отделяли? (Манку и рис)
  •  Какой предмет «помощник» вам помогал? (Сито)
  •  Какая крупа проходила через сито, а какая оставалась в нём?
  •  Почему манная крупа проходила через сито, а рис в нём оставался? (Манка очень мелкая, а рис крупный)
Похвалите ребёнка за проведённый опыт.
2.«Как вода меняет цвет?»
   Цель опыта: дать ребёнку представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ; развивать умение делать простейшие выводы. Что понадобится для опыта: Разведённая краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
   Приготовьте баночки с краской.
   Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (добавить краску).»
    При помощи пипетки ребёнок поочерёдно капает в баночки разведённую гуашь и наблюдает, как вода меняет окраску.
    Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдёт с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).
   Игра «Спрячем камушки» - ребёнок бросает камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (камушек не видно, потому что вода окрашена).
   Вывод опыта: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.
3.«Как образуются мыльные пузыри?»
    Цель опыта: формировать представление ребёнка о том, как образуются мыльные пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать умение пускать мыльные пузыри.
    Что понадобится для опыта: Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коктейля.
   Ход: предложите ребёнку отгадать загадку.
Их из баночки пускаю, необычной красоты,
Полетают- исчезают.

В след кричу им: «Где же вы?»
   Вопросы: «Пускали ли ребёнок когда-нибудь пузыри? Почему на них интересно смотреть? Как думает ребёнок, почему надуваются мыльные пузыри?»
    Взрослый наливает в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую трубочку и начинает дуть. «Что слышно? (бульканье). Почему слышен такой звук? (мы дуем в трубочку, проникает воздух). Что выдувается из трубочки? (пузыри). Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух? (мы его выдохнули из себя)».
    Игровые действия «Пускаем пузыри»- ребёнок пускают пузыри через трубочки.
    Вопросы: «Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру? Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество воздуха)».   
   Вывод опыта: пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор.
 
 
 
4.«Какие следы оставляют фрукты и овощи?»
  Цель опыта: дать ребёнку представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение различать и правильно называть фрукты и овощи.
   Что понадобится для опыта: кусочки овощей (свёкла, картофель, морковь) и фруктов (вишня, яблоко), зубочистки, листы белой бумаги, ткань.
   Ход: Взрослый предлагает сварить суп и варенье. Вопросы: «Что мы возьмём для супа? (свёклу, лук, картофель). Возьмите в руки кусочки свёклы. Какие они цветом? На ощупь? (твёрдые, красные). Что остаётся от них на руках? (руки становятся красные)».
   Игровые действия: «Давай проверим, что ещё может окрашивать свёкла. Приложите кусочек на лист бумаги. Что произошло? (остался след). Что будет на кусочке ткани? (остаётся пятнышко). Какой будет суп из свёклы? (красным) Свёкла может окрашивать предметы».
   Аналогичные действия провести с луком и картофелем. Вопросы: «Остаются ли следы от моркови и картофеля? Почему? (они не могут окрашивать предметы)
   Взрослый предлагает сварить компот. «Из чего можно сварить компот? Давайте проверим, какие фрукты оставляют следы».
   Игровые действия с кусочками яблока и вишни. Вопросы: «Что происходит, когда мы сжимаем яблоко в руке, прикасаемся к ткани, прикладываем яблоко к бумаге? (яблоко не оставляет следов, не окрашивает предметы). Оставляет ли следы вишня? (да). Какие? Где? (на руке, ткани, бумаге).
 Вывод опыта: Свёкла и вишня могут окрашивать предметы.
  И не забывайте постоянно хвалить вашего ребёнка!
  Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
 
 
 
5. «Весёлые кораблики» (Плавучесть предметов).