Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

воспитатель Деркс Татьяна Игоревна

 

Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников 3-5 лет с окружающим миром

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.  В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются так же  следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

 

 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
СЛОВЕСНЫХ  МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ  - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение  детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

 

- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

 

ФОРМЫ работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.

 

Принципы составления опыта:
  1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;
-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии  и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  1. Принцип целостности:
     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и   непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
     -предусматривает решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.
  1. Принцип систематичности и последовательности:
     - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
     - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям  применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,  обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
      - обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.
  1. Принцип доступности:
     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных  возрасту формах работы с детьми;
    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
  1. Принцип активного обучения:
     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;
    -обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
  1. Принцип креативности:
 - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
  1. Принцип результативности:
    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по  теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
  •          Таким образом, можно отметить, что эксперимент как метод обучения:
  • Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания,
  • Стимулирует развитие речи, способствует обогащению памяти ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
  • Способствует накоплению фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Способствует развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков и укреплению здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
 
Особенности экспериментирования в группах дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание.
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.             
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
 О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
В средней группе (дошкольники 4-5 лет) все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет», «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею». Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу - пока только разницу. Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
Таким образом, работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
 О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.)
 
Методика проведения детского экспериментирования
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный деятель», источник осознанной, целенаправленной активности. Ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Целью  экспериментальной  деятельности  является  способствование  развитию  у  детей  познавательной  активности,  любознательности,  стремление  к  самостоятельному  познанию  и  размышлению,  увеличению  объема  знаний,  умений  и  навыков,  и  умения  применять  их  на  практике  через  использование  экспериментирования  как  эффективного  метода  познания,  углубление  представлений  и  живой  и  неживой  природе.
Задачи  экспериментальной  деятельности.
  1. Расширение  представлений  детей  об  окружающем  мире  через  знакомство  с  элементарными  знаниями  из  различных  областей  наук;
  2. Развитие  у  детей  умения  пользоваться  приборами – помощниками  при  проведении  игр – экспериментов;
  3. Развитие  умственных  способностей;
  4. Социально – личностное  развитие  каждого  ребенка – развитие  коммуникативности,  самостоятельности,  элементарного  самоконтроля  и  саморегуляции  своих  действий.
Структура эксперимента:
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
-Осознание того, что хочешь узнать
-Формулирование задачи исследования
-Продумывание методики эксперимента
-Выслушивание инструкций и критических замечаний
-Прогнозирование результатов
-Выполнение эксперимента
-Соблюдение правил безопасности
-Наблюдение результатов
-Фиксирование результатов.
-Анализ полученных данных
-Словесный отчет об увиденном
-Формулирование выводов
 Таким образом, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе  необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
-Особенностями изучаемого явления
-Наличием свободного времени
-Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, занятие прекращается заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес   велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Экспериментальная деятельность с детьми можно организовывать по пяти взаимосвязанным направлениям:
-Живая природа (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.)
- Неживая природа (воздух, вода, почва и др.)
-Физические явления (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.)
 -Человек (функционирование организма и др.)
- Рукотворный мир (материалы и их свойства)
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.  Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).  В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей. Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:
По количеству детей:
- индивидуальные (1—4 ребенка)
- групповые (5—10 детей)
- коллективные (вся группа)
По причине их проведения:
- случайные
- запланированные
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс:
 - эпизодические (проводимые от случая к случаю)
 - систематические
 По продолжительности:
 - кратковременные (от 5 до 15 минут)
- длительные (свыше 15 минут)
 По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
 - однократные
 - многократные, или циклические
 По месту в цикле:
 - первичные
 - повторные
- заключительные и итоговые
 По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта  или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  - обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей:
 - иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат и решение экспериментальных задач.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет создать атмосферу творческого единодушия. Рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. В группе выделяется место для лаборатории, работа в которой предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике, место для хранения материалов (бросового, природного), место для выращивания растений. Приборы и оборудование для лаборатории
-микроскопы, лупы, зеркала, весы, магниты, веревки, линейки, песочные часы, глобус, фонарик, венчики, мыло, щетки, губки, пипетки, одноразовые  шприцы  без  игл;
-разные емкости, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;
-бросовый материал;
-образцы глины и песка;
-шишки, желуди, орехи, пшеница и др;
-гербарий (растения, произрастающие в нашей местности) и  др.
Для закрепления полученных знаний можно использовать мнемотаблицы, которые помогут детям составлять описательные рассказы о животных, птицах, насекомых;  при описании глины, песка, воды, мы описываем их свойства (цвет, мягкий или твердый, сырой или сухой, что изготавливают);  для  закрепления  свойств  воды, стекла, воздуха, дерева и др.
 
Материал подготовила
Деркс Т.И., воспитатель гр. № 18 «Теремок»


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей