Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Воспитатель Федоренко Елена Геннадьевна

Значение изобразительной деятельности

для всестороннего развития детей

 

 

  Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).
    Многие великие философы прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Так, древнегреческий философ Аристотель большое значение в развитии ребенка придавал предметам эстетического цикла. Он подчеркивал, что «рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты».
  Великий чешский педагог Я. А. Каменский, утверждая важность для всестороннего развития человека, предлагал ввести этот предмет в материнские школы, как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: «Позволяйте им срисовывать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во-первых, это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдельными деталями вещей. Наконец, будут развивать ловкость рук, что полезно во многих отношениях». Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат подмечать «правильности и стройности в предметах», формирует способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.
  О значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал известный немецкий педагог середины XIX века Фридрих Фребель, создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста – детского сада, разработавший по тем временам уникальную систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку. Он утверждал: «Развитие способности к рисованию в ребенке составляет одну из существеннейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека, составляет, составляет одно из самых существенных оснований давно предполагаемого человечеством и теперь с вожделением ожидаемого общего воспитания человечества, воспитания человеческого рода, для всеобщего единения жизни».
  Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще мыслители и художники Древней Греции. Они считали, что «обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания».
 В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении, способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. В процессе рисования развиваются эстетическое восприятие и представление, воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся представлений. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией воспитываются интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям, обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.
  Изобразительная деятельность – художественно-творческая, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они усвоили и выделили в процессе восприятия.
 Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним.
  На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные работы.
  В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
  Это требует применения трудовых усилий, направленных на создание изображения, подготовку материалов и уборку своего рабочего места. Часто бытует мнение, что рисование, аппликация, лепка для детей – это игра, забава. Однако, без применения трудового усилия создать изображение невозможно.
  Занятия изобразительной деятельностью имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Ее донесло до нас, и понесет грядущим поколениям знания, закодированные в художественных образах.
   Возможность интеллектуального развития в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни. Вместе с тем в процессе создания образа у детей уточняются, углубляются, закрепляются знания и представления, которые являются своеобразным материалом для работы мышления, воображения.
 Изучению роли изобразительной деятельности в умственном воспитании дошкольников было посвящено одно из исследований Сакулиной, в котором она выясняет целый ряд вопросов, имеющих важное значение для формирования изобразительной деятельности и развития мышления детей, их умственного воспитания. «Основным источником познания действительности с целью ее отражения в образах, -  пишет Н.П. Сакулина, -  является восприятие зрительное и осязательное. Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления. Происходит отбор и обобщение получаемой информации, включаются мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, абстракция».
  Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно образующийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах, пространственном положении предметов окружающего мира, разнообразных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь изобразительным творчеством, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, расширяется запас знаний ребенка. Дети узнают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть, ножницы и усваивают способы действия с ними, а, следовательно, овеществленный в них общественно-исторический опыт человечества является важным для интеллектуального развития детей.
 В процессе изо-деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей: накопления и обогащения их словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. В беседах об искусстве дети усваивают ряд понятий изобразительного и иных видов искусства. Это расширяет их кругозор, обогащает речь.
 Таким образом, в процессе изобразительной деятельности детей осуществляется всестороннее воспитание, и, при условии оптимальной организации и эффективного осуществления, закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которой впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

 

 

Последовательность формирования технических навыков и умений в изобразительной деятельности.

 Последовательность формирования технических навыков и умений должна определяться изобразительными задачами. Каковы же наиболее эффективные способы обучения детей этим навыкам?  Понятное окружающим изображение может быть создано только на основе отчетливых представлений о предметах и явлениях. Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а, следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать линии в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а не при простом разглядывании.
  Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть направлен и организован педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представления о тех предметах, которые они будут изображать. Обследование проводится по методике, разработанной Н.П. Сакулиной и описанной в книге «Теория и практика сенсорного воспитания». В начале обследования необходимо обратить внимание на предмет в целом, подбирая яркие и выразительные слова для его характеристики, затем перейти к анализу предмета, выделяя форму основной части, потом остальных частей, определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В заключение нужно вновь обратить внимание на весь предмет, чтобы закрепить целостное представление.
     При обследовании предмета важно подчеркнуть именно те его стороны, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка. Движение руки по контуру предмета, включенное в обследование, способствует образованию двигательного представления, необходимого для формирования исполнительного движения. Поэтому, организуя обследование предмета, педагог сам движением руки по контуру выделяет форму предмета, подчеркивая характер движения (плавное, слитное или прерывающееся при изменении направления), но и предлагает остальным детям сделать то же самое. Для этого можно вызвать кого-то из детей, чтобы он рукой по контуру предмета «обрисовал» его. Затем это же движения предлагается произвести в воздухе всем детям: «А теперь все вместе покажите, какой шарик круглый», - говорит педагог и тоже производит движение в воздухе. Дети «рисуют» вместе с ним. Перед тем как дети начнут рисовать, воспитатель снова просит всех жестом в воздухе показать, какое движение нужно сделать, чтобы изобразить предмет.
   Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передавать различные формы. Обучая детей рисованию предметов этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях, вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.
   Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов, и затем при их изображении. Так в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (мяч, шар) и предметы овальной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец).
   Обучая детей изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения – переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом следует равномерное закругление и снова выпрямление). Такое расчленение движения и объяснение помогают детям в его освоении.
   Обучая детей способу изображения в рисунке предметов круглой и овальной формы, важно развивать разнонаправленные движения руки: слева направо и справа налево.
Для образования навыка правильного владения инструментом очень важно, когда дети впервые получают тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш или кисть каждый ребенок, и в случае надобности исправить. При этом важны не только словесные указания, но и исправление действенным путем: показать, как надо держать, а иногда подойти к ребенку и правильно вложить карандаш в его руку.
  Такое воздействие нужно потому, что двигательный опыт, а тем более опыт действия с инструментами у маленьких детей очень незначителен. Порисовав карандашом и положив его в коробку, они часто вновь не могут взять его правильно, а берут сверху щепотью или в кулак: так удобнее. Вот почему важно, чтобы ребенок не только видел, но и чувствовал правильное положение карандаша в руке. Постепенно у него образуется зрительное и кинестетическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании, тогда он и сам сможет поправить его в руке.
   С целью выработки перцептивного контроля за рисовальными движениями, их мышечной регуляции, необходимо направлять ориентировочную деятельность ребенка как на анализ характера движения. Так и на способы его выполнения. Поэтому при показе движения нужно обращать внимание детей как на характер движения, так и на состояние движущейся руки, на сравнение и различение мышечно-суставных ощущений. Так, обучая детей способам рисования прямых линий, следует подчеркивать, что положение руки различно при рисовании вертикальных, горизонтальных и наклонных. Показывая способы закрашивания рисунков, замечать: чтобы не перейти контур, движения у линии контура должны быть медленными, плавными, производиться пальцами рук; при закрашивании середины рисунка они могут быть более быстрыми, размашистыми. Надо обращать внимание детей на то, что при рисовании мелких изображений должны двигаться только одни пальцы руки, а при рисовании крупных изображений в движение включается вся кисть руки.
  Фиксируя внимание детей на характере движении и способе его выполнения, важно подчеркивать зависимость от этого направления и качества линий в рисунке. Только в этом случае дети осознанно усваивают технические навыки и умения. Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководства взрослого.
  Пути усвоения двигательного опыта разнообразны. Один из наиболее элементарных и генетически ранних – путь подражания. Подражание связано с ориентировочной деятельностью. Однако не всякий воспринятый образец действия ребенок может сразу правильно воспроизвести. Процесс подражания сложный и многогранный.
  Первая фаза – это предварительная ориентировка, которая заключается в том, что в результате прослеживания действий другого лица складывается образец, образ этих действий, являющийся, по выражению И.М. Сеченова, «меркой для подражания»
  Вторая фаза – это фаза отработки исполнительных реакций, усовершенствования воспринятых движений. На протяжении этой фазы субъект путем ряда проб подравнивает свои движения к имеющемуся образцу, пока воспроизводимое движение не будет соответствовать воспринятому.
   Младшему дошкольнику для образования соответствующего навыка путем подражания требуется большое количество повторений. Объясняется это тем, что, хотя дети 3-4 лет внимательно следят за действиями педагога, но ограниченность их двигательного опыта, отсутствие зрительно-моторных координаций приводит к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают еще соответствующих движений. В результате ребенок не может воспроизвести нужное движение и подражание оказывается менее успешным.
  Очевидно, надо искать более простой путь. Это путь «механического руководства», к которому относится способ пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребенка). Опыт показывает, что этот путь оказывается эффективным в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
   При обучении графическим навыкам и умениям детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Однако в тех случаях, когда дети приходят в старшую группу, не овладев навыками рисования в предшествующих группах, использование метода пассивных движений также дает положительные результаты. Но, учитывая возможности детей 5-6 лет, необходимо при движении взрослым руки ребенка обращать его внимание на характер движения, состояние руки и определять их словом, чтобы формировать осознанные представления о движении.
   Показ рукой ребенка используется в этой группе и при обучении рисовальным формообразующим движениям. Показ производится на отдельном листе бумаги или жестом с фиксированием внимания на характере движения и состоянии руки.
   Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показать тот или иной прием выполнения движения только в том случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения, всем детям, а уже потом вызвать кого-то к доске. Для усвоения способов действия, овладения навыком нужно, чтобы ребенок не только зрительно воспринял действия педагога, но и повторил их. В связи с этим важно так продумать обучение рисованию, чтобы найти место упражнениям, необходимых для формирования технических навыков. Но упражнения не должны носить формального механического характера. Их содержание должно быть разнообразно.
  Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания.
 На формирование двигательных навыков большое значение оказывают слова и словесные инструкции. Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер, облегчается их перенос в другие условия, перестройка при изменении обстоятельств деятельности. Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Учитывая это, нужно сопровождать показ действия объяснением. В старшей группе целесообразно вслед за показом и объяснением движений вызывать ребенка для повторения инструкции (задания и способов его выполнения). Слово может выполнять и  регулирующую роль.
   Роль слова в формировании практических навыков на каждом возрастном этапе различна. Для детей трех лет воспроизведение только по словесной инструкции представляет большие трудности. Поэтому для объяснения надо отбирать наиболее точные слова и не загромождать объяснение.
  Старшие дети действуют по словесной инструкции значительно легче, более того, они начинают самостоятельно пользоваться словом. Называя производимые действия. Поэтому детей старшей группы можно подвести к усвоению правил по технике рисования.

 

         Правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети.
  Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному.
Правила рисования карандашом:
✓карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, поддерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу;
✓ когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия;
✓ линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз;
✓ предметы прямоугольной и квадратной формы нужно проводить с остановкой на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше;
✓ предметы округлой формы нужно рисовать одним движением, без остановки;
✓ закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда обратно;
✓ при закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении;
✓ при закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета;
✓ закрашивать рисунок нужно без просветов;
✓закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: сильнее, если хочешь закрасить более ярко и наоборот.

 

Правила рисования краской.
✓кисть нужно держать между тремя пальцами, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами;
✓ при рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии;
✓ при рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге;
✓ чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти;
✓ при закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону. Каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда обратно, как карандашом);
✓ каждую линию при рисовании и закрашивании нужно проводить только один раз;
✓ вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
 
   Ребенок должен назвать правило, когда его об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать и руководствоваться этим в своей деятельности.
   Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забыли усвоенные ранее. Усвоение правил дает возможность сознательно овладевать техникой рисования и сознательно ее применять.
  Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыков на основе подражания, проведения упражнений с целью отработки движений руки, их качества, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений руки.
    Все эти способы должны использоваться в единстве.
   В овладении детьми способами изображения мы видим одно из важных условий развития детского творчества. Известно, что любой человеческой деятельностью, в которой закреплен общественно-исторический опыт, в том числе и деятельностью художественной, ребенок может овладеть, только усваивая от взрослых способы той или иной деятельности.
   Если ребенок не владеет общими способами, это сковывает его самостоятельность. Задумав что-то изобразить, ребенок часто не находит способов, в результате теряется интерес к этой деятельности.
   В связи с этим, очень важно овладение детьми такими изобразительными движениями, которые позволили бы передать форму разнообразных предметов в рисунке – формообразующими движениями (то есть теми движениями руки с инструментами. В результате которых передается форма предмета). Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно отражать в рисунках предметы и явления окружающего мира по форме, если сопоставить их с геометрическими эталонами, условно можно разделить на три группы:
1. Фигуры прямолинейной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной).
2. Предметы, состоящие из линий.
3. Предметы круглой и овальной формы.
   В особую группу следует выделить предметы, состоящие из сочетания названных форм (дом, тележка, машина, цветок и др.). но для их изображения не нужны новые формообразующие движения. Дети используют ранее приобретенные.
   Усвоение обобщенных способов изображения станет возможным при условии овладения детьми формообразующими движениями, когда ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно будет усваивать способ изображения любого сходного по форме предмета, то есть обобщенный способ действия. При этом методика обучения должна исключать постоянный показ способа изображения предметов одинаковой формы. Показ может применяться педагогом лишь один раз, когда ребенку предстоит изображение того или иного предмета впервые.
   Выработка обобщенных способов изображения требует опоры на детский опыт, активизация ранее полученных навыков и умений, привлечения детей к активному использованию этих умений (показ у доски).
 Применение психологически обоснованных способов обучения позволяет эффективно формировать двигательную основу изображения – технические навыки и умения детей.

 

Консультация для родителей «Воспитательное значение изобразительного искусства»

 

  Мы знаем, какое огромное влияние имеют на ребенка музыка, фольклор, литература, изобразительное и театральное искусство. Все виды искусств, как огромный пласт многовековой культуры, концентрируют в себе богатый социальный опыт. И в этом состоит огромное воспитательное значение искусства.
 Особая роль в эстетическом развитии дошкольника принадлежит изобразительному искусству. Картины, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства давно прошедших эпох хранят в себе представление о жизни, интересах, обычаях людей далекого прошлого. Яркий пример тому – детский портрет, зарождение которого связано с возникновением этого жанра живописи.
   Зададимся вопросом, с какого возраста необходимо приобщать ребенка к изобразительному искусству? Это важно знать, как родителям, так и педагогам, работающим с детьми в системе семейного и общественного воспитания. Интерес ученых к этому вопросу зародился в начале нашего века. Сейчас мы можем с полной уверенностью сказать, что уже в возрасте 2,5 - 3-х лет дети проявляют огромный интерес к яркой сказочной картинке в книжке для самых маленьких; незатейливым, но теплым по своему материалу игрушкам народных мастеров – свистулькам, матрешкам, погремушкам, игрушкам из соломы, бересты. К четырем годам ребенок проявляет интерес к произведениям живописи, скульптуры, графики.
  Мы, взрослые, должны помнить о том, что вводить ребенка в мир искусства нужно осторожно, бережно сохраняя его внутренний мир, учитывая особенности его характера, темперамента, интересы. Ребенок – это не сосуд, который наполняют информацией, это сплав энергии, чувств, воли, темперамента. Каждый ребенок видит мир по-своему, поэтому и искусство, как часть мира, вызывает в каждом ребенке особую палитру впечатлений, переживаний, оценок.
  Наиболее яркие впечатления дети получают от встречи с изобразительным искусством в музее, выставочном зале. Но при этом следует учитывать, что приобщать ребенка к музею целесообразно не ранее 4-5 лет.
  Первые шаги по залам музея, будут ли они радостными? Конечно ребенка необходимо к этому подготовить. Походу в музей может предшествовать прогулка в парк, на набережную, поездка в город в теплые солнечные дни, наблюдение красок природы в разное время года. Собирая с детьми на прогулках мох, кору деревьев, шишки, сухие веточки деревьев разных пород обратите внимание на особенности формы, цвета, фактуры каждого предмета, направления веточек, блеск чешуек. Лес полон запахов, звуков пения птиц. Полюбуйтесь летним днем прелестью луговых ромашек, всмотритесь в контуры лепестков, бархат тычинок, причудливую форму нежных лесных колокольчиков. Предложите ребенку ощутить свежий запах цветов. Всматриваясь в крону деревьев, предложите ребенку сравнить, на что похожи крона и ствол дерева, может быть. Это добрый великан Гулливер или герои сказок братьев Гримм.
  В залах музея дети также могут познакомиться с красотой простейших форм природы, посетив экспозицию декоративно-прикладного искусства. Вместе с детьми всматриваясь в уникальные произведения из керамики, стекла, дерева, кожи, сравниваем, на какие природные формы похожи те или иные экспозиции. Так как музейные экспозиции весьма обширны, то рекомендуется вначале выбрать один из видов прикладного искусства, наиболее близкий ребенку по сказкам, мультипликационным фильмам, знакомый по используемым материалам. Это может быть деревянная резьба. Рассматривая коллекцию резьбы по дереву: деревянные наличники, пряничные доски, убранство старинной русской избы, взрослые и дети вместе отправляются в воображаемый мир русской народной сказки, в котором эти экспонаты оживают. Дети находят стульчик маленького Мишутки и большую кружку Михаила Ивановича. Возникает вопрос, какой сказочный образ напоминает деревянная статуэтка, кому из персонажей сказки мог бы принадлежать туесок, короб, лапти. Рассматривая резьбу по дереву, дети замечают, что мастер в орнаменте изобразил цветок колокольчика, сказочную птицу, чем-то похожую на лесную певунью. Рассматривая народную игрушку из глины, можно любоваться разнообразием движений, изобретательной узорной росписью, нарядностью красок, а потом предложить ребенку передать движение персонажа пластикой собственного тела. Это усилит впечатление от увиденного и надолго запомнится.
  С пятилетнего возраста рекомендуется вводить детей в неповторимый по краскам, загадочный по манере исполнения мир пейзажной живописи. Восприятие пейзажной живописи будет развивающим, если оно происходит параллельно с любованием характерными состояниями природы. Первоначальное знакомство с одной из пейзажных картин, выполненной в реальной манере, может чередоваться с наблюдениями природы (золотая осень, ранняя весна, зимний иней, цветущий луг). Любование природой на прогулке только тогда подготовит ребенка к восприятию живописи, если оно вызовет чувства, созвучные состоянию природы, желание поделиться этими чувствами, рассказать о них через поэтическое слово, танец, песенку. Повторная встреча уже в зале музея со знакомым природным мотивом. Воплощенным в картине, не будет скучна ребенку. Напротив, в силу своей пытливости, ребенку захочется найти ответ, какими средствами художник смог создать свое неповторимое произведение. Взрослые могут заметить, что малышу хочется подольше задержаться именно у знакомой картины, поделиться с ними своими чувствами, переживаниями. Придя домой, дети стремятся выразить свои впечатления от встречи с живописью теми доступными средствами, которые они смогли отыскать в картине художника: в детских рисунках проявляется желание передать землю и небо разнообразными оттенками голубого и зеленого цветов, выделить ярко и крупно предметы первого плана, изобразить деревья в движении (ветреный день) и т.д. жанр натюрморта вызывает интерес и понимание у детей уже в    3-4 года. Малыши выражают чувство радости от узнавания знакомых предметов: душистых апельсинов, груш, яблок, ароматных ягод. Дети 5-6 лет понимают, что перед ними не только разнообразные предметы природы и быта, но эти предметы объединены мастерством художника, его талантом в единый неповторимый образ, вызывающий у зрителя чувство радости, торжества и ли задумчивости.
  Восприятие натюрморта требует разнообразной по форме подготовительной работы. В младшем возрасте восприятию натюрморта может предшествовать знакомство с предметами, изображенными на картине. Дети могут принять участие в сборе земляники, а потом ощутить аромат свежей земляники за чаем. Любование весенними цветами, ощущение нежного аромата нарциссов предшествует восприятию натюрморта с изображением цветов. Интерес к восприятию натюрморта усилится, если в свободное время предложить детям поиграть в игру «Узнай на вкус, на ощупь». В игре «Составь букет» заготовьте для детей силуэты знакомых цветов, вырезанные из бумаги. На чистом листе нарисуйте стебельки и предложите собрать букет цветов.
  Поход в музей или на выставку натюрморта ограничьте просмотром одной или двух картин на знакомую тему. Не торопите ребенка с высказываниями об увиденном, дайте возможность ему самому почувствовать картину. Пусть подойдет поближе к натюрморту, чтобы всмотреться в фактуру красок, раму картины, а потом попросите отойти на расстояние, с которого картина воспринимается в целом. Выслушайте впечатления ребенка, задайте вопросы о том, что изображено, кА изображено, что больше всего запомнилось, понравилось.
  Дети старшего возраста могут поупражняться вместе со взрослыми в «составлении натюрморта» так, как это делает художник. Подготовьте несколько репродукций натюрморта на тему «Дары осени», подготовьте все предметы, которые представлены в картине (овощи, фрукты, ткани для драпировок, цветная бумага и пр.). Вначале предложите ребенку внимательно посмотреть, запомнить, как расположены предметы, изображенные на картине. Потом уберите репродукцию и предложите ребенку самому составит натюрморт. Когда композиция составлена, обсудите вместе, что получилось удачно, почему так или иначе расположены предметы в реальном пространстве, отметьте, похож ли данный натюрморт на композицию художника. А затем предложите ребенку сделать набросок натюрморта карандашом. На следующий день, увидев натюрморт свежим взором, обсудите, какой из материалов лучше выбрать, чтобы использовать его в цвете.
  В музейной экспозиции выберите 2-3 натюрморта разных по содержанию (цветы, фрукты, рыба, предметы быта), по цветовой гамме, настроению. Предоставьте ребенку возможность самому полюбоваться экспозицией, а затем побеседуйте с ним. Какое настроение у него вызвали картины? Какая из работ больше понравилась? Как художник рисовал картину? Если у детей появится желание рассказать об увиденном в музее, поддержите их. Предложите дома порисовать на тему понравившейся картины, помогите оформить рисунок в самодельную бумажную раму. Это будет началом «галереи» натюрморта в домашней коллекции.
  Иллюстрация является наиболее доступным восприятию видом графики. Традиционное семейное чтение книжек тихими вечерами будет увлекательным и развивающим, если слушание сказки сопровождается рассматриванием картинок. Художественное описание образа (сравнения, эпитеты) усиливают восприятие изображения. Образы героев сказок, рассказов становятся ярче, отчетливее, если их восприятие в картинке богатым опытом наблюдений природы, экскурсиями в зоопарк, походами в цирк, театр кукол.
 Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами, бережно относиться к первым росткам детского творчества.

 

 

Консультация для родителей

«Как удовлетворить детское любопытство»

  Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
 
 
 
 
  В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет) и т.д. Но опасность такой «самодеятельности» в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально-организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности.
  Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок говорит: «Я не умею, я не могу». Причем, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
  Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач – создать необходимые условия, чтобы поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.
  В результате экспериментирования дети учатся выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; предлагать возможные решения; проверять эти возможные решения, исходя из данных; делать выводы в соответствии с результатами проверки, делать обобщения.
  Поэтому в группе сформирован уголок экспериментирования (различные природные материалы, разнообразные сосуды, медицинские материалы и т.д.). Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.    
  В работе с дошкольниками при экспериментировании важно использовать различные педагогические позиции:
- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»);
- передачи опыта («Люди обычно это делают так»);
- обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).
 Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.
  Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.
  В своей работе мы стараемся занимать позицию старшего друга, помогая в проведении опыта, даем совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляем экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараемся удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. 
  То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому. А значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление – первоначальный источник познавательного процесса.
  Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.
  Можно проводить несложные опыты и эксперименты дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
  Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. (Например, ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ).
 
 
 
 
  Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
  Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
  Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.
   Вот главные правила, которые необходимо соблюдать во время экспериментирования:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
   Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
  Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
  Давайте же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как  умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
 
Материал подготовила Федоренко Е.Г.,
Воспитатель МАДОУ д/с № 57
 

 

«Развивайте творчество!»

(консультация для родителей)

  На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Вы можете заниматься с ребенком сами – и это совсем не трудно, а наоборот, очень интересно. Итак, какая деятельность рекомендуется для развития творческих способностей?
  1) Наблюдение за окружающим миром. 
  Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих.
  2) Развивающие игры и игрушки.
 Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу. 
  3)Рисование. 
  Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности. 
   4) Лепка. 
  Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий. 
   5)Чтение. 
  Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день. Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько захаживать в библиотеку. 
  6) Музыка. 
 С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных способностей, то по желанию ребенка его можно записать в танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или ином музыкальном инструменте. 
  7) Аппликация. 
 Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций. 
 
Материал подготовила Федоренко Е.Г.,
Воспитатель МАДОУ д/с № 57


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей