Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Воспитатель Федоренко Елена Геннадьевна

 

Консультация для родителей «Воспитательное значение изобразительного искусства»

 

  Мы знаем, какое огромное влияние имеют на ребенка музыка, фольклор, литература, изобразительное и театральное искусство. Все виды искусств, как огромный пласт многовековой культуры, концентрируют в себе богатый социальный опыт. И в этом состоит огромное воспитательное значение искусства.
 Особая роль в эстетическом развитии дошкольника принадлежит изобразительному искусству. Картины, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства давно прошедших эпох хранят в себе представление о жизни, интересах, обычаях людей далекого прошлого. Яркий пример тому – детский портрет, зарождение которого связано с возникновением этого жанра живописи.
   Зададимся вопросом, с какого возраста необходимо приобщать ребенка к изобразительному искусству? Это важно знать, как родителям, так и педагогам, работающим с детьми в системе семейного и общественного воспитания. Интерес ученых к этому вопросу зародился в начале нашего века. Сейчас мы можем с полной уверенностью сказать, что уже в возрасте 2,5 - 3-х лет дети проявляют огромный интерес к яркой сказочной картинке в книжке для самых маленьких; незатейливым, но теплым по своему материалу игрушкам народных мастеров – свистулькам, матрешкам, погремушкам, игрушкам из соломы, бересты. К четырем годам ребенок проявляет интерес к произведениям живописи, скульптуры, графики.
  Мы, взрослые, должны помнить о том, что вводить ребенка в мир искусства нужно осторожно, бережно сохраняя его внутренний мир, учитывая особенности его характера, темперамента, интересы. Ребенок – это не сосуд, который наполняют информацией, это сплав энергии, чувств, воли, темперамента. Каждый ребенок видит мир по-своему, поэтому и искусство, как часть мира, вызывает в каждом ребенке особую палитру впечатлений, переживаний, оценок.
  Наиболее яркие впечатления дети получают от встречи с изобразительным искусством в музее, выставочном зале. Но при этом следует учитывать, что приобщать ребенка к музею целесообразно не ранее 4-5 лет.
  Первые шаги по залам музея, будут ли они радостными? Конечно ребенка необходимо к этому подготовить. Походу в музей может предшествовать прогулка в парк, на набережную, поездка в город в теплые солнечные дни, наблюдение красок природы в разное время года. Собирая с детьми на прогулках мох, кору деревьев, шишки, сухие веточки деревьев разных пород обратите внимание на особенности формы, цвета, фактуры каждого предмета, направления веточек, блеск чешуек. Лес полон запахов, звуков пения птиц. Полюбуйтесь летним днем прелестью луговых ромашек, всмотритесь в контуры лепестков, бархат тычинок, причудливую форму нежных лесных колокольчиков. Предложите ребенку ощутить свежий запах цветов. Всматриваясь в крону деревьев, предложите ребенку сравнить, на что похожи крона и ствол дерева, может быть. Это добрый великан Гулливер или герои сказок братьев Гримм.
  В залах музея дети также могут познакомиться с красотой простейших форм природы, посетив экспозицию декоративно-прикладного искусства. Вместе с детьми всматриваясь в уникальные произведения из керамики, стекла, дерева, кожи, сравниваем, на какие природные формы похожи те или иные экспозиции. Так как музейные экспозиции весьма обширны, то рекомендуется вначале выбрать один из видов прикладного искусства, наиболее близкий ребенку по сказкам, мультипликационным фильмам, знакомый по используемым материалам. Это может быть деревянная резьба. Рассматривая коллекцию резьбы по дереву: деревянные наличники, пряничные доски, убранство старинной русской избы, взрослые и дети вместе отправляются в воображаемый мир русской народной сказки, в котором эти экспонаты оживают. Дети находят стульчик маленького Мишутки и большую кружку Михаила Ивановича. Возникает вопрос, какой сказочный образ напоминает деревянная статуэтка, кому из персонажей сказки мог бы принадлежать туесок, короб, лапти. Рассматривая резьбу по дереву, дети замечают, что мастер в орнаменте изобразил цветок колокольчика, сказочную птицу, чем-то похожую на лесную певунью. Рассматривая народную игрушку из глины, можно любоваться разнообразием движений, изобретательной узорной росписью, нарядностью красок, а потом предложить ребенку передать движение персонажа пластикой собственного тела. Это усилит впечатление от увиденного и надолго запомнится.
  С пятилетнего возраста рекомендуется вводить детей в неповторимый по краскам, загадочный по манере исполнения мир пейзажной живописи. Восприятие пейзажной живописи будет развивающим, если оно происходит параллельно с любованием характерными состояниями природы. Первоначальное знакомство с одной из пейзажных картин, выполненной в реальной манере, может чередоваться с наблюдениями природы (золотая осень, ранняя весна, зимний иней, цветущий луг). Любование природой на прогулке только тогда подготовит ребенка к восприятию живописи, если оно вызовет чувства, созвучные состоянию природы, желание поделиться этими чувствами, рассказать о них через поэтическое слово, танец, песенку. Повторная встреча уже в зале музея со знакомым природным мотивом. Воплощенным в картине, не будет скучна ребенку. Напротив, в силу своей пытливости, ребенку захочется найти ответ, какими средствами художник смог создать свое неповторимое произведение. Взрослые могут заметить, что малышу хочется подольше задержаться именно у знакомой картины, поделиться с ними своими чувствами, переживаниями. Придя домой, дети стремятся выразить свои впечатления от встречи с живописью теми доступными средствами, которые они смогли отыскать в картине художника: в детских рисунках проявляется желание передать землю и небо разнообразными оттенками голубого и зеленого цветов, выделить ярко и крупно предметы первого плана, изобразить деревья в движении (ветреный день) и т.д. жанр натюрморта вызывает интерес и понимание у детей уже в    3-4 года. Малыши выражают чувство радости от узнавания знакомых предметов: душистых апельсинов, груш, яблок, ароматных ягод. Дети 5-6 лет понимают, что перед ними не только разнообразные предметы природы и быта, но эти предметы объединены мастерством художника, его талантом в единый неповторимый образ, вызывающий у зрителя чувство радости, торжества и ли задумчивости.
  Восприятие натюрморта требует разнообразной по форме подготовительной работы. В младшем возрасте восприятию натюрморта может предшествовать знакомство с предметами, изображенными на картине. Дети могут принять участие в сборе земляники, а потом ощутить аромат свежей земляники за чаем. Любование весенними цветами, ощущение нежного аромата нарциссов предшествует восприятию натюрморта с изображением цветов. Интерес к восприятию натюрморта усилится, если в свободное время предложить детям поиграть в игру «Узнай на вкус, на ощупь». В игре «Составь букет» заготовьте для детей силуэты знакомых цветов, вырезанные из бумаги. На чистом листе нарисуйте стебельки и предложите собрать букет цветов.
  Поход в музей или на выставку натюрморта ограничьте просмотром одной или двух картин на знакомую тему. Не торопите ребенка с высказываниями об увиденном, дайте возможность ему самому почувствовать картину. Пусть подойдет поближе к натюрморту, чтобы всмотреться в фактуру красок, раму картины, а потом попросите отойти на расстояние, с которого картина воспринимается в целом. Выслушайте впечатления ребенка, задайте вопросы о том, что изображено, кА изображено, что больше всего запомнилось, понравилось.
  Дети старшего возраста могут поупражняться вместе со взрослыми в «составлении натюрморта» так, как это делает художник. Подготовьте несколько репродукций натюрморта на тему «Дары осени», подготовьте все предметы, которые представлены в картине (овощи, фрукты, ткани для драпировок, цветная бумага и пр.). Вначале предложите ребенку внимательно посмотреть, запомнить, как расположены предметы, изображенные на картине. Потом уберите репродукцию и предложите ребенку самому составит натюрморт. Когда композиция составлена, обсудите вместе, что получилось удачно, почему так или иначе расположены предметы в реальном пространстве, отметьте, похож ли данный натюрморт на композицию художника. А затем предложите ребенку сделать набросок натюрморта карандашом. На следующий день, увидев натюрморт свежим взором, обсудите, какой из материалов лучше выбрать, чтобы использовать его в цвете.
  В музейной экспозиции выберите 2-3 натюрморта разных по содержанию (цветы, фрукты, рыба, предметы быта), по цветовой гамме, настроению. Предоставьте ребенку возможность самому полюбоваться экспозицией, а затем побеседуйте с ним. Какое настроение у него вызвали картины? Какая из работ больше понравилась? Как художник рисовал картину? Если у детей появится желание рассказать об увиденном в музее, поддержите их. Предложите дома порисовать на тему понравившейся картины, помогите оформить рисунок в самодельную бумажную раму. Это будет началом «галереи» натюрморта в домашней коллекции.
  Иллюстрация является наиболее доступным восприятию видом графики. Традиционное семейное чтение книжек тихими вечерами будет увлекательным и развивающим, если слушание сказки сопровождается рассматриванием картинок. Художественное описание образа (сравнения, эпитеты) усиливают восприятие изображения. Образы героев сказок, рассказов становятся ярче, отчетливее, если их восприятие в картинке богатым опытом наблюдений природы, экскурсиями в зоопарк, походами в цирк, театр кукол.
 Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами, бережно относиться к первым росткам детского творчества.

 

 

Консультация для родителей

«Как удовлетворить детское любопытство»

  Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?
 
 
  В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет) и т.д. Но опасность такой «самодеятельности» в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально-организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учета в собственной жизнедеятельности.
  Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок говорит: «Я не умею, я не могу». Причем, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
  Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач – создать необходимые условия, чтобы поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.
  В результате экспериментирования дети учатся выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; предлагать возможные решения; проверять эти возможные решения, исходя из данных; делать выводы в соответствии с результатами проверки, делать обобщения.
  Поэтому в группе сформирован уголок экспериментирования (различные природные материалы, разнообразные сосуды, медицинские материалы и т.д.). Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности.    
  В работе с дошкольниками при экспериментировании важно использовать различные педагогические позиции:
- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»);
- передачи опыта («Люди обычно это делают так»);
- обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).
 Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.
  Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.
  В своей работе мы стараемся занимать позицию старшего друга, помогая в проведении опыта, даем совет или рекомендации, вместе с ребенком осуществляем экспериментальные действия, если это необходимо. При ознакомлении с новым материалом, стараемся удивить, ведь это самое сильное и стойкое эмоциональное чувство. 
  То, что удивило – то запомнилось. Удивление влечёт за собой стремление удивлять самому. А значит искать ответы на вопросы и пути совершенствования. Удивление – первоначальный источник познавательного процесса.
  Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.
  Можно проводить несложные опыты и эксперименты дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
  Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. (Например, ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ).
 
 
  Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
  Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
  Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.
   Вот главные правила, которые необходимо соблюдать во время экспериментирования:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
   Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
  Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
  Давайте же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как  умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
 
Материал подготовила Федоренко Е.Г.,
Воспитатель МАДОУ д/с № 57
 

 

«Развивайте творчество!»

(консультация для родителей)

  На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Вы можете заниматься с ребенком сами – и это совсем не трудно, а наоборот, очень интересно. Итак, какая деятельность рекомендуется для развития творческих способностей?
  1) Наблюдение за окружающим миром. 
  Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих.
  2) Развивающие игры и игрушки.
 Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу. 
  3)Рисование. 
  Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности. 
   4) Лепка. 
  Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий. 
   5)Чтение. 
  Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день. Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько захаживать в библиотеку. 
  6) Музыка. 
 С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных способностей, то по желанию ребенка его можно записать в танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или ином музыкальном инструменте. 
  7) Аппликация. 
 Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций. 
 
Материал подготовила Федоренко Е.Г.,
Воспитатель МАДОУ д/с № 57


Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей