«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Эта огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться происходит на прогулках.
Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменением погоды в разные сезоны целесообразнее организовывать на прогулках при этом детей знакомят с повседневными изменениями в природе, например таянием снега, набуханием почек и т. д.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности детей во время прогулки:
-
· Формировать знания детей о явлениях природы в разное время года.
-
· Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
-
· Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
-
· Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.
Методы, используемые для исследовательской деятельности на прогулках: наблюдения, беседы, опыты или эксперименты, исследования, и проектная деятельность.
Выделяют для познавательно-исследовательской деятельности во время прогулки с детьми такие объекты и явления, которые обладают наибольшей выразительностью:
- живая природа: деревья, кусты, ягоды, животные, птицы, насекомые и т. д.
- неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, воздух, снег и прочие.
Ежедневно наблюдая с детьми за природой, можно отмечать такие моменты:
- как растения реагируют на настроение природы?
- как люди реагируют на настроение природы?
Воспитатель продумывает организацию познавательно-исследовательской деятельности так, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать элементарными знаниями и умениями.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке, словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цели познавательно-исследовательской деятельности детей во время прогулки:
-
· Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
-
· Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
-
· Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений,
-
отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
-
· Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
-
· Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.