Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Воспитатель Тортыжева Лилия Александровна

Роль художественной литературы в умственном и нравственном воспитании детей дошкольного возраста

 «Чтение книг — тропинка, по

которой умелый, умный, думающий

воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

                                                            В.А. Сухомлинский

 

   Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку возможность домыслить, «пофантазировать», учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. 
  Дошедшие из глубины веков заклички, прибаутки, потешки, пестушки, загадки, сказки и т.д. наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
  Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
   Книга  – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много нового о жизни общества, о природе. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
 Не стоит забывать, что художественная литература является основным источником воспитания нравственности, помогает ребенку понять мир взрослых взаимоотношений, прививает любовь к Родине, развивает воображение, речь, творческие способности, несёт радость, эмоциональный и творческий подъём,  становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
   Каковы же особенности использования художественной литературы в разных возрастных группах.
 Уже с младшего дошкольного возраста детей начинают знакомить с миниатюрами народного творчества — потешками, пестушки, песенками, прибаутками. Для маленьких детей это самые доступные жанры. Они и развивают, и развлекают малышей. Ребенок усваивает представления народа о морали, красоте, впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего невозможно формирование полноценной личности. Далее дети знакомятся с народными сказками. Их особенности заключаются в том, что они имеют точную моральную направленность, глубокую человечность, образность языка. Они вызывают у ребенка интерес к судьбе героя, сопереживание герою, желание помочь ему.
  Читая детям такие народные сказки, как «Теремок», «Колобок», «Волк и козлята» важно заботиться о том, чтобы дети не только поняли содержание, но и сопереживали героям. Используя содержание песенок, потешек, сказок для воспитания добрых чувств, нужно одновременно приучать малышей быть внимательными на занятии, не отвлекаться, не мешать друг другу, не перебивать чтение взрослого. Это можно достичь путем эмоциональной оценки, которую можно дать в конце занятия: «Какие вы, ребята, молодцы! Так внимательно слушали сказку!». Таким образом, формируются нравственные качества: отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь, доброта, уважение к другим.
  Наконец, малыш может воспринимать авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Например, стихотворение А. Барто «Зайка» вызывает у ребят сочувствие к зайчику, оставленному на скамейке под дождем. Огромную воспитательную ценность имеют стихи, сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»; А. Барто «Зайка», «Уронили мишку на пол», «Игрушки», «Девочка-рёвушка»; Э. Мошковской «Жадина», «Маша и каша»; Л. Воронковой «Маша-растеряша»; С. Прокофьева «Сказка про грубое слово «Уходи», «Сказка о высунутом язычке» и др. Дети соотносят себя с положительными героями, проявляют себя справедливыми, сочувствуя и помогая слабым и наказывая зло.
 В среднем дошкольном возрасте у детей уже ясно формируется осознание понятий «хорошо», «плохо». Ребенок может оценить поступок героя. Сопереживая и содействуя герою, ребенок способен на элементарном уровне нравственно аргументировать. Детей продолжают знакомить с народными и авторскими сказками, которые невозможно заменить никаким другим литературным жанром. Так как в сказке, как правило, отсутствует время и пространство, она всегда является актуальным средством нравственного воспитания. Особая ценность, свойственная сказкам – моральный вывод, который преподносятся детям в яркой и доступной для них форме.
 Так, в средней группе можно использовать русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей» и др. В этих сказках добро не только побеждает зло, но и наказывает его. Сказки всегда несут в себе глубокую нравственную ценность, поэтому они встречаются в репертуаре всех возрастных групп. Так как у детей среднего дошкольного возраста воспитывается уважение к старшим, их уже знакомят с правилами вежливости. В этом могут помочь стихи С.Я. Маршака («Урок вежливости»), А. Барто («Шла вчера я по Садовой»), А. Кондратьевой («Добрый день»), А. Яшиной («Я люблю, когда при встрече»). В яркой, живой, красочной форме дети усваивают понятия вежливость, дружба, взаимопомощь, благодарность.
 Широко используются рассказы в средней группе, которые имеют огромное значение для формирования нравственных качеств. Так как рассказы имеют реалистическую направленность, дети более ответственно и эмоционально воспринимают его содержание, искренне сочувствуют герою, выделяют нравственный смысл рассказа. Например, рассказ Л.Н. Толстого «Косточка» учит детей такому качеству, как честность, терпеливость. С одной стороны, дети сочувствуют герою, но с другой стороны понимают, что так поступать нельзя. Также можно использовать в средней группе рассказы В. Бианки, стихи В. Маяковского, С. Михалкова, А. Барто, содержащие в себе глубокий нравственный смысл.
  С детьми можно использовать загадки. Они представляют собой образное описание того или иного явления, что имеет огромное значение для развития речи, фантазии детей, к тому же многие загадки содержат в себе нравственную идею. В средней группе начинают знакомить детей с таким литературным жанром, как пословица и поговорка. Это неотъемлемая часть нравственного воспитания детей, так как пословицы и поговорки содержат в себе народную мудрость, передающуюся из поколения в поколение на протяжении веков. В этом возрасте начинается знакомство детей с несложными пословицами, смысл которых лежит буквально на поверхности, морально насыщен и доступен детям. Всё, что дети достигают к концу пятого года жизни, составляет основу их дальнейшего нравственного развития.
  Дети старшего возраста более глубоко осмысливают содержание художественной литературы. Это дает возможность усложнить содержание сказок, рассказов, стихов. У детей начинают формировать интерес к чтению больших произведений. Необходимо продолжать побуждать детей сочувствовать героям, давать нравственную аргументацию, оказывать помощь в понимании скрытого смысла произведения. В этом возрасте можно использовать сказки А.С. Пушкина (« Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «О рыбаке и рыбке»), насыщенные нравственной ценностью, П. Бажова («Серебряное копытце»), П. Ершова («Конек-горбунок»), русские народные сказки «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Хаврошечка» и т.д.
   Усложняется и содержание стихов, основанных на противопоставлении: добро противопоставляется злу. Дети интуитивно встают на сторону добра и сопротивляются злу.
 На противопоставлении построены многие пословицы и поговорки. Эти литературные жанры активнее используются в старшей группе. Дети приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках дети начинают усваивать скрытый смысл. Немаловажна и роль рассказов в формировании нравственных качеств.
  Рекомендуется читать детям этого возраста рассказы Л. Толстого, М.М. Зощенко, В. Драгунского, К. Паустовского, В. Осеевой, А. Барто и др. Дети могут глубоко осмыслить их содержание и выделить нравственный смысл.
  В подготовительной группе детям уже предлагают самим сочинить сказки, небольшие стишки. На основе своего личного опыта, они вкладывают в них нравственные ценности. Эта работа является одновременно и развивающей, и контролирующей. Можно отследить, какие нравственные стереотипы сложились у детей. И тем не менее, продолжается знакомство детей со сказками, рассказами, стихами, пословицами и поговорками. Происходят своего рода усложнения. Сказки и рассказы усложняются по содержанию, всё больше насыщаются моральными поступками героев, заставляют детей вдумываться в смысл, оценивать поступки героев, переносить их поступки на свой жизненный опыт.
  Детям читают русские народные сказки «Волк и лиса», «Мальчик с пальчик», «Белая уточка», а также авторские сказки и рассказы В. Бианки, А.С. Пушкина, Н.Н. Носова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В. Одоевского, С. Погорельского, басни И.А. Крылова и др. У дошкольников закрепляются такие понятия, как взаимовыручка, сострадание, вежливость, доброта, взаимоуважение. Необходимо знакомить со стихами Е. Благининой, которые учат детей уважать старших, быть послушными, заботиться о других. Всё чаще в подготовительной группе дети не только проявляют интерес к пословицам и поговоркам, но и сами начинают использовать их в собственной речи. С помощью пословиц дети оценивают поступки своих товарищей, реже свои поступки, этому детей нужно учить. Пословицы, содержащие моральный вывод, заменяют прямые формы нравственного воздействия на детей. Дошкольники начинают чаще улавливать переносный смысл, заключающийся в конкретно-образном содержании. Многие пословицы являются уникальным средством воспитания патриотических чувств детей.
  Таким образом, нельзя переоценить роль художественной литературы в формировании нравственных качеств дошкольников. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Однако, неоспоримым является факт, что уже с младшей группы художественная литература имеет огромное значение в формировании нравственных и умственных качеств. Ведь в каждом произведении заложен тот или иной нравственный смысл, поэтому важно в работе с детьми как можно больше использовать произведения художественной литературы разных жанров.

 

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей