Использование ментальных (интеллектуальных) карт
в образовательной деятельности детей
«Учите ребенка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету»
К.Д. Ушинский.
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить.
Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном).
Уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которых развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление – это ментальная карта (интеллектуальная).
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
На занятиях с использованием интеллектуальных карт достигаются следующие цели:
- Использование ментальных карт как сбор материала о предмете, объекте или явлении.
- Использование ментальных карт – как закрепление и обобщение материала.
- Использование ментальных карт как развитие связной речи детей.
Результативность применения интеллектуальных карт достигается
- наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллектуальных карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
-
Главная идея обводится в центре страницы.
-
Лист располагается горизонтально.
-
Писать разборчиво печатными заглавными буквами.
-
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
-
Каждая мысль обводится.
-
В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
-
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.