Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

Музыкальный руководитель

 

Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих умений 

Вхождение ребенка в мир искусства должно проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядно- образной памятью, богатством воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.

Во-вторых, музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности.

В-третьих, музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

Музыкальные игры таят в себе большие возможности. По мнению О.С.Газманова, в игре у детей возникает три цели: удовольствие от игры – «Хочу», выполнение правил игры – «Надо», творческое выполнение игровой задачи – «Могу».Таким образом, складывается основной механизм игры; «Хочу! Могу! Надо!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм,интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Музыкальные игры различны по задачам. Одни направлены на узко- дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности), другие — на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке).

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Образовательные:

  • обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

  • формирование умственных умений и действий.

Развивающие:

  • познавательную активность;

  • устойчивый интерес к действию;

  • саморегуляцию и самоконтроль;

  • внимание, память, мышление;

  • ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

  • воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

  • эстетическое отношение к окружающему;

  • развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Коррекционные:

  • развитие слухового, зрительного, тактильного   восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм),координации движений и нормализация их темпа и ритма;

  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

  • укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

  • развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

  • развитие быстроты двигательной реакции

Выделяют три группы музыкальных игр.

  • Первая группа - игры на развитие внимания.

  • Вторая группа - игры на развитие памяти.

  • Третья группа - игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой группы развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяют на:

  • - статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);

  • - игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);

  • - речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);

  • - ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность);

  • - игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям);

  • - игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе);

  • - игры-песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);

  • - игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, развивают фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);

  • - артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором - идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем - осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональная амбивалентность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребёнка. И конечно главным условием является соответствие музыкального репертуара возрасту.

Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении. В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свои варианты и способы действий. В исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как игра с пением, игры, дополненные собственными вариантами, импровизированные ансамбли и т.д.

Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами и словами игры.Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов. Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра.

Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.

Если использовать музыкальные игры регулярно, дети станут более послушными -

ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей.

 

Музыкальный руководитель Скибо Марианна Евгеньевна

 

Роль и задачи пения в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

 

Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчёркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». По сути, песня – это синтез слова и музыки.

П.П. Белинский в вопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребёнку, а, наоборот, «от ребёнка с его переживаниями, настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке».

Знаменитый венгерский педагог и композитор ЗолтанКодая, считал пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путём их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия».

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса.

 По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

 

Музыкальный руководитель Скибо Марианна Евгеньевна



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей