Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда
ДЕТСКИЙ САД № 57
Год основания2011 годЯзыки образованиярусский

воспитатель Троянова Лада Валерьевна

 Картотека опытов и экспериментов для дошкольников

(родителям на заметку)

    Детское экспериментирование  – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Можно организовать несложные опыты и эксперименты и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
    Экспериментирование – это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника.
    Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
    Для этого необходимо соблюдать некоторые правила: 
    • Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт). 
    • Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта). 
    • Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
    • Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата). 
  • Сформулируйте выводы, ответив на вопросы «почему?», «зачем?», «каким образом?» и т.п., доступными для ребёнка словами. 
    Помните!  При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
  Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил.
Техника безопасности — на первом месте!!!
   Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив пленкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
   1. В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними. Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.
   2. По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребенку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.
    Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
    Ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны,  хвойный экстракт,  кусочки мыла и т.п.
    Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
    Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
    Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное  решение.
    Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста: 
                           
    Узнаем, какая вода.
    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

 

    Горячо-холодно.
    Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

 

    Игры с соломинкой
  Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

 

   Плавает-тонет.
  Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут.

 

    Животворное свойство воды.
    Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
    Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода дает жизнь живому.

 

    Текучесть воды.
    Цель: показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
   Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
   Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

 

    Бумага, ее качества и свойства.
  Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

 

    Замерзшая вода.
    Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

 

    Тающий лед.
   Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

 

    Ледяные фигуры.
   Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

 

    Круговорот воды в природе.
    Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
    Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

 

    Разноцветные шарики.
 Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Таинственные картинки Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.
  Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?
   Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый.

 

    Рисование на мокром листе.
  Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

 

    Солнечные зайчики.
  Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
   Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми. А родители позволят себе разделить с юными исследователями радость первых открытий. Ведь сколько бы лет не было человеку – возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство по-настоящему бесценна.

 

    Куда делись чернила? Превращения.
   В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
   Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

 

    Делаем облако.
   Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
  Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

 

    Рукам своим не верю.
   Приготовьте три миски с водой: одну — с холодной, другую — с комнатной, третью — с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую — с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

 

    Всасывание воды.
Поставьте цветок (лучше всего белый) в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

 

    Огнетушитель своими руками.
    1. Зажигаем свечку.
    2. Втыкаем огарок свечи в воск так, чтобы она стояла прямо. Банка должна быть выше свечи. Пламя не должно доходить до края банки.
    3. Положим в банку несколько ложек пекарского порошка, избегая пламени свечи
    4. Аккуратно наливаем в банку немного уксуса.
    Порошок начнет пениться и шипеть. А что же произойдет со свечой?
    Свеча погаснет.
  При взаимодействии порошка и уксуса образуется углекислый газ. Он тяжелее других газов, составляющих атмосферу, поэтому опускается на дно банки. Когда огонь лишается доступа кислорода, он тухнет. А при чем тут огнетушитель? Большинство огнетушителей заполнено сжатым углекислым газом. Он заполняет пространство вокруг огня и душит пламя.

 

    Два апельсина.
    Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

 

    «Водоплавающее» яйцо.
    Возьмите две литровые банки с водой. В одну банку добавьте 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Погрузите одно яйцо в банку с пресной водой, другое — с соленой. Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Ответ постарайтесь сделать если не очевидным, то убедительным. Расскажите ребенку, что вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. Объясните, что у соленой воды «крепче руки».

 

    Соляные кристаллы.
   Приготовьте в банке насыщенный соляной раствор (соль нужно добавлять до тех пор, пока она не перестанет растворяться). Возьмите шерстяную нить. Опустите один её конец на самое дно банки, а второй конец закрепите снаружи. Через несколько дней на шерстяной нитке начнут появляться кристаллики, образующиеся из растворенной соли.

    Тени на стене.
   Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

    Солнечный зайчик.
  Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.  

    Эффект радуги.
    Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги.
   Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
  Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

 

 

Развитие речи дошкольников

через дидактическую игру

 

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач, а проблема развития речи является одной из актуальных. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и только через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.         

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые.  Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

            В дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности и  решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей.  А также пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

В игре ребенок получает возможность:

  • • обогащать и закреплять словарь;
  • • формировать грамматические категории;
  • • развивать связную речь;
  • • расширять знания об окружающем мире;
  • • развивать словесное творчество;
  • • развивать коммуникативные навыки.

,

 

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

      • игры с предметами (игрушками, природным материалом),

      • настольно-печатные

      • словесные игры.

 

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи  дошкольника. Игры с предметами, такие как: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Магазин игрушек», «Подбери игрушку», различные игры с мячом и т.д.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра «Что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали», дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков.  Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 - 4 части, то в средней и старших группах, целое делят на 8 - 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших, на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

Настольно печатные игры: «Рассели по домикам» , «Где я это видел», «Веселая азбука», «Где спрятались буквы», «Скажи по-другому», «Что не так?» и т.д.

Словесные игры - это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Словесные игры «Закончи слово», «Закончи предложение», «Назови правильно», «Придумай конец сказки», «Повтори скороговорку», «Незнайка прислал письмо», «Назови первый звук своего имени» и т.д. Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры - это количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

Основная задача, дидактических игр по развитию речи, в дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря – это обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.

Дидактические игры:

  • • образование множественного числа существительных («Один – много»),
  • • на образование прилагательных от существительных (« Кто это?», «Чье это?»),
  • • упражнять в использовании местоимений «Подбери правильно»,
  • • работа по составлению предложений из отдельных слов («Придумай необычный рассказ», «Сказка на новый лад»),
  • • упражнять в изменении глаголов по числам, родам, временам,
  • • работа над выразительностью речи (это различные виды театра, выступления на мероприятиях и праздниках).

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

 

Подготовила: воспитатель Троянова Л.В.

 



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей